Уже много лет компания пестует свою ТВ-приставку Apple TV. Продажи растут, но не такими темпами, чтобы Apple могла быть заметной в этой нише. На осеннем анонсе было представлено новое поколение приставки, но удивить разрешением Ultra HD сегодня можно разве что совсем далеких от рынка людей. А в остальном все осталось прежним: в iTunes очень неплохой выбор контента, но большинство зрителей, в первую очередь на рынке США, отдают предпочтения стриминговым сервисам. И это проблема. Чтобы конкурировать с такими сервисами, мало иметь библиотеку контента, пусть даже с какими-то эксклюзивными позициями. Требуется дать пользователям то, к чему они уже привыкли: систему рекомендаций и уникальный контент.
В 2000-х Netflix стала одной из немногих компаний, кто прочувствовал важность момента и перешла в цифру. Да, компания по-прежнему рассылала диски своим подписчикам, но все больше погружалась в разработку рекомендательного сервиса. А когда скорости доступа к Интернету сделали возможным быструю передачу нескольких гигабайт на пользовательское устройство, мгновенно перевела свой видеопрокат на новые рельсы. И очень долгое время оставалась практически безальтернативной площадкой.
Apple уже обкатала схему с покупкой заметного игрока рынка для того, чтобы получить мультиплицированный эффект от сделки и быстро увеличить собственную долю. Поглощение бренда Beats позволило в кратчайшие сроки запустить сервис стриминговой музыки Apple Music, и сегодня он уже приносит миллиарды долларов. Но для того, чтобы выскочить на рынок стриминговых видеосервисов, придется серьезно раскошелиться.
Netflix сегодня оценивается в $85 млрд, при этом всего за год компания удвоила свою капитализацию. Если несколько лет назад о Netflix узнали благодаря феноменальному успеху сериала «Карточный домик», то сегодня о новых сериалах узнают уже на Netflix, который тратит сравнимые с голливудскими бюджеты на создание новых сериалов, и ни один сезон уже не обходится без громких премьер. Компания финансирует съемки полнометражных фильмов и вступает в конкуренцию уже с киностудиями: осенью в России в прокате шла лента «Тайна семи сестер», создание которой оплатил Netflix.
Инвесторы Apple нервничают. Накопленные деньги компания не хочет пускать на дивиденды или действительно крупные поглощения. Если Apple купит Netflix, то она получит не только больше 100 млн уже платящих за сервис пользователей, но и отлаженный механизм по производству и дистрибуции видеоконтента. И вопрос не в том, рассматривает ли Apple возможность поглощения Netflix, а в том, сколько времени и попыток сделать что-то самостоятельно понадобится американцам для принятия решения. Самому Netflix торопиться некуда: акции растут как на дрожжах, активность на новых рынках подливает денег в топку производства контента, а механизм рекомендаций совершенствуется каждую секунду.
Вы спросите, а что же будет с остальными сервисами? Да ничего с ними не станет. Посмотрите на наш рынок, ведь живут же еще ivi и им подобные зомби. Выживут и остальные. Вопрос лишь в том, какие доли процента рынка им останутся после того, как Apple и Google окончательно выйдут на этот рынок не столько в роли услуги VoD, сколько стримингового сервиса с подпиской.
Сергей Половников, Content Review