img18 июня 2021 в 17:04

Как пираты всплыли в зале пленарной сессии CSTB

Самое резонансное заявление деловой программы выставки-форума CSTB Telecom&Media–2021 сделал генеральный директор «МТС Медиа» Игорь Мишин, убежденный, что госполитика в сфере борьбы с пиратским видеоконтентом в стране не работает. Недовольство действующими антипиратскими практиками со стороны игроков OTT-рынка, ввязавшихся в убийственную инвестиционную битву за оригинальный контент, может оживить дискуссию о новых принципах борьбы с нелегальным видеоконтентом в Сети.

Самое резонансное заявление деловой программы выставки-форума CSTB Telecom&Media–2021 сделал генеральный директор «МТС Медиа» Игорь Мишин, убежденный, что госполитика в сфере борьбы с пиратским видеоконтентом в стране не работает. Недовольство действующими антипиратскими практиками со стороны игроков OTT-рынка, ввязавшихся в убийственную инвестиционную битву за оригинальный контент, может оживить дискуссию о новых принципах борьбы с нелегальным видеоконтентом в Сети.

Тема борьбы с пиратством хотя и являлась одной из центральных для повестки форума CSTB, в последние два—три года явно теряла остроту. Причина заключается в переломе на антипиратском фронте, который, как считалось, произошел в 2019 году после настройки механизмов блокировок пиратских зеркал и особенно после начала работы антипиратского меморандума осенью 2018 года. Так, Ассоциация «Интернет-видео» (АИВ) в июле 2020 года оценивала снижение числа заходов на пиратские сайты в 40% с момента подписания антипиратского меморандума, а числа уникальных пользователей этих ресурсов — на 46%.«Если в июне — октябре 2018-го, до начала действия меморандума, на пиратские сайты заходило 440—480 млн пользователей ежемесячно, то к июню 2020 года этот показатель снизился до 250—300 млн пользователей, или на 40%», — говорил глава АИВ Алексей Бырдин в ходе сессии «РИФ.Онлайн 2020».

Компания в сфере киберзащиты Group-IB оценила сокращение объема рынка интернет-пиратства в России по итогам прошлого года на 7% по сравнению с 2019 годом, до $59 млн. Одновременно с этим АИВ фиксировала рост трафика на легальные платформы на 16%, со 144 млн до 167 млн, а их уникальных пользователей — с 54 млн до 70 млн.

Казалось бы, Рубикон в деле борьбы с пиратами был перейден и дальше должно было становиться только лучше. Но парадокс состоит в том, что сокращение измеряемых показателей пиратской активности не приводит к снижению интереса россиян к нелегальному контенту. Так, по данным Group-IB, число запросов в поисковых системах на просмотр бесплатного видеоконтента в прошлом году выросло на 12%, до 11,8 млрд, с 10,5 млрд в 2019 году.

Об этих противоречивых тенденциях и говорил на CSTB–2021 Игорь Мишин. «Модератор сессии Ксения Болецкая (директор по взаимодействию с индустрией в подразделении медиасервисов «Яндекса», — прим. ред.) сформулировала, что пиратство мешает развитию контента. Нет. Пиратство мешает тому, чтобы потребление контента в цифровой среде стало реальной экономикой. Чтобы там появились заметные деньги и это превратилось бы в заметную индустрию с точки зрения экономики. Не с точки зрения количества потребляемого контента и форматов, жанров, а просто, чтобы там появились деньги», — заявил глава «МТС Медиа».

Дальше он обрушился на построенную государством и отраслью антипиратскую систему, констатировав, что она неэффективна.

«Кion (онлайн-кинотеатр в экосистеме МТС, — прим. ред.) запустили 20 апреля. У нас там чуть меньше 60 тыс. пиратских ссылок на наш контент за два месяца. Я знал эту проблему на верхнем уровне — абстрактно, теоретически. Сейчас мы в ней купаемся каждый день. Все усилия по блокировке и подавлению ссылок, чтобы они не работали, не дают должного эффекта. На мой взгляд, на сегодняшний день отсутствует государственная политика в деле борьбы с пиратством. Все истории с блокировкой пиратских сайтов, с упрощенной процедурой без суда и прочие вещи — это приблизительно то же самое, что полиция, для того, чтобы побороть наркотики, ловила бы на улице мальчишек-дилеров, которые на улице пакетики через “Гидру” раскладывают», — рассуждал Игорь Мишин.

Упрощение процедур по блокировке пиратских сайтов технологически и юридически, по его словам, не решает проблему в ситуации, когда бенефициары нелегальных бизнесов не теряют деньги. «Не удивлюсь, если кто-то из бенефициаров и в этом зале присутствует. Это огромная высокотехнологичная индустрия с полным набором компетенций и профессионалов на любом уровне — ИТ, маркетинга, дизайна: весь тот набор специалистов, который есть в “МТС Медиа”, плюс-минус работает в компаниях, которые занимаются распространением пиратского контента», — сетовал медиаменеджер.

Он попросил поднять руку тех в зале, кто ни разу в жизни не потреблял пиратский контент. В немаленьком зале одиноко вскинул руку глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.

И без того невеселое лицо Игоря Мишина после этого маленького социологического исследования стало еще серьезнее и он перешел к самому важному — ответу на вопрос «Что делать?».

«Есть статья в уголовном кодексе. Смею предположить, что никакие косметические усилия не дадут эффекта в случае, если не будет применяться эта статья. Если бы было две–три красивых, публичных, скандальных посадки в год, это сработало бы как некий мультипликатор для того, чтобы все программы государства по борьбе с пиратством дали бы больший эффект. КПД был бы не 8%, как у паровоза, а хотя бы 60%, как у тепловоза. Ситуация с пиратством в Российской Федерации? Она чудовищная. Она не просто какая-то болезнь или проблема. Она чу-до-вищ-ная. И пока хоть какой-то порядок не будет наведен за счет комплекса мер — экономических, юридических, правоохранительных — таких, настоящих правоохранительных мер, экономика цифрового потребления контента будет расти очень медленно, буксовать, и реальных денег там долго не появится», — закончил свою обличительную речь Игорь Мишин.  

Сидевшая рядом с ним заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Бэлла Черкесова к предложению о посадках отнеслась без энтузиазма. По ее словам, государство намерено усиливать эффективность антипиратского меморандума, приняв закон на его основе.

В тот же день в своем телеграм-канале на выступление Игоря Мишина откликнулся депутат Госдумы Антон Горелкин. «Производители контента, прежде всего? видео, жалуются, что государство ничего не делает для их защиты. Я считаю, что это не так. И еще считаю, что сами производители и распространители видеоконтента могли бы лучше работать в интересах пользователя. Тогда бы зритель не ходил от них в заблокированные государством трекеры и пиратские приложения», — высказался депутат, сообщив, что законопроект о досудебной блокировке пиратского контента, о котором говорила Бэлла Черкесова, внесен в Госдуму.

Однако, по информации «Ведомостей», OTT-платформы сомневаются в эффективности закона, поскольку в него не попали предложенные ими ранее меры в отношении сайтов, неоднократно уличенных в нарушении авторских прав. «Задача отрасли — предложить способы повышения эффективности законопроекта, и одна из мер — применять к сайтам-рецидивистам, допускающим множественные нарушения авторских прав, более жесткие санкции, в том числе удаление из поисковой выдачи всего домена, а возможно, и внесудебную блокировку», — заявил изданию Алексей Бырдин.

Таким образом, магистральная линия государства борьбы с пиратством — интеграция механизма меморандума в законодательную практику — еще на стадии обсуждения парламентариями уже вызвала критику отрасли.

А ведь пираты на текущей стадии развития OTT-платформ получают еще один мощнейший козырь, о котором борцы с нелегальным контентом пока даже не говорят. В дискуссиях на CSTB как бы между делом прозвучал вопрос, что должны делать законопослушные зрители, которые хотели бы посмотреть эксклюзивные сериалы и фильмы, вышедшие на разных платформах. Ответ самих платформ был малоубедительным — пользователям предлагалось подписываться на несколько сервисов, так, чтобы число подписок в расчете на домохозяйство росло до уровня, например, США. Но другие эксперты CSTB говорили о снижении и без того невысоких доходов россиян, которые смогут подписываться на очередной сервис только в ущерб тратам на еду и другим базовым потребностям. Например, исследование страховой компании «Росгосстрах жизнь» в июне 2020 года показало, что среднемесячный доход более 70% россиян не превышает 25 тыс. руб., а у 45% граждан доход составляет 15 тыс. руб.

Понятно, что пиратские ресурсы, агрегирующие весь мало-мальски востребованный контент, приобретают дополнительное преимущество в глазах небогатых россиян. «Главное преимущество пиратских ресурсов вовсе не в их бесплатности, а в том, что большой выбор контента они предлагают на понятных и одинаковых условиях. Без заявлений типа «это не входит в ваш тариф» или предложений оплатить какой-то фильм дополнительно», — написал по этому поводу в телеграм-канале все тот же депутат Горелкин.

По его словам, победить пиратскую музыку в сети удалось, когда «подписка на легальные приложения с огромными библиотеками стала стоить как чашка кофе». «Пока стриминговые видеосерсвисы не придут к этому же, проблема пиратства будет отравлять им жизнь. И усилия государства тут не сыграют решающей роли», - считает парламентарий.

Но снижать стоимость подписки до цены чашки кофе явно не входит в планы видеосервисов, накачивающих деньгами инвесторов продюсерские студии. Получается, что платформам неизбежно придется вновь вытаскивать положенные под сукно инициативы по введению наказаний для конечных потребителей пиратки, поскольку с посадками бенефициаров явно не клеится, а все с большим трудом воздвигаемые антипиратские заслоны почти мгновенно становятся дырявыми, как решето. И только сами пираты остаются непотопляемыми.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий