LED получит код
Согласно постановлению правительства РФ от 28 ноября 2025 года № 1954 «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов радиоэлектронной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов радиоэлектронной продукции» в перечень видов радиоэлектронной продукции, на которые распространяются правила маркировки, вошли, в частности, лампы накаливания или газоразрядные, электрические, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы, дуговые лампы, источники света светодиодные (LED). Приборы полупроводниковые фоточувствительные, включая фотогальванические элементы, собранные или не собранные в модули, вмонтированные или не вмонтированные в панели, светодиоды (LED). Приборы освещения или визуальной сигнализации, используемые на моторных транспортных средствах. Фонари портативные электрические, работающие от собственного источника энергии. Светильники и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части.
Как сообщили «Телеспутнику» в ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий, оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), маркировка будет внедряться поэтапно для плавной адаптации бизнеса к работе с системой. Так начиная с 1 марта 2026 года производители должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, а с 1 мая будущего года — начать наносить коды на продукцию. Для производителей радиоэлектронной продукции, у которых на 1 мая 2026 года есть нереализованная продукция, произведенная или ввезенная на территорию РФ, устанавливается срок до 30 ноября 2026 года, чтобы осуществить ее маркировку. С 1 декабря 2026 года устанавливается запрет на оборот немаркированных товаров.
Напомним, эксперимент по маркировке и прослеживанию радиоэлектронной продукции проводится в 4 этапа с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2026 года в ходе, которого участники могут протестировать работу с системой маркировки и отладить свои бизнес-процессы. Участие в нем добровольное, коды маркировки и оборудование будут предоставляться бесплатно. Его часть, которая касается маркировки светотехнических изделий завершилась 30 ноября 2024 года и сейчас участники могут протестировать процессы на тестовом стенде, добавили в ЦРПТ.
По данным оператора системы «Честный знак», в эксперименте по маркировке светотехники участвовало 280 компаний, которые промаркировали и ввели в оборот более 3,3 млн единиц продукции. При этом в эксперименте по маркировке радиоэлектроники участвуют более 390 компаний.

Светотехника станет по-настоящему отечественной
Введение обязательной маркировки стало для отрасли светотехники долгожданным шагом регулятора. Эта мера поможет решить проблему псевдоотечественной продукции, которая достигла существенных масштабов. Цифровая маркировка — это инструмент, позволяющий проводить отслеживание продукции, вплоть до поэкземплярного, которая завозится на территорию РФ или производится в стране. «Потенциально, данный инструмент может сильно помочь в борьбе с контрафактной продукцией, особенно в рамках госзакупок: в последнее время не редки случаи, когда под видом светильников, включенных в реестр российской промышленной продукции, поставляются изделия зарубежного производства с переклеенным шильдом и поддельным паспортом. С введением маркировки у заказчика появится инструмент проверки подлинности продукции, не требующий наличия специфических компетенций», — считает эксперт светотехнической отрасли Станислав Лермонтов.
Также он указывает на то, что вводимая в настоящий момент маркировка позволит установить, закупил ли производитель достаточное количество локализованной комплектации, чтобы произвести заявляемое количество конечных изделий. По его словам, в последующем планируется расширить функционал маркировки радиоэлектронной продукции, чтобы можно было прослеживать всю комплектацию вплоть до итогового продукта, чтобы точно знать, из чего он собран. Такой механизм вместе с введением цифровых паспортов позволит обеспечить еще более глубокую прослеживаемость уровня локализации продукции, обращающейся на рынке, добавил эксперт.
Генеральный директор АНО «Консорциум печатных плат» (АНО «КПП») Ольга Кожуховская, уверена, что обязательная маркировка станет эффективным инструментом в борьбе с нелегальными игроками на рынке светотехнической и радиоэлектронной продукции в целом. «Механизм маркировки обеспечивает сквозную прослеживаемость товара — каждый продукт получает уникальный идентификатор, вносимый в государственную систему, а все перемещения фиксируются на каждом этапе цепочки поставок. Это исключает оборот контрафакта и псевдоотечественной продукции, поскольку нелегальные производители не смогут встраиваться в официальную систему», — сказала она, добавив, что в результате рынок станет прозрачнее: появится достоверная статистика по производству и реализации, а потребители получат инструмент проверки подлинности через мобильное приложение.

Маркировка будет стимулировать производство
В ЦРПТ «Телеспутнику» подтвердили, что ожидают значительного роста производства светотехнической продукции в РФ, так как маркировка выводит компании из тени во всех товарах, где она была внедрена. В качестве общего примера эффективности системы представитель оператора государственной системы маркировки «Честный знак» отметил, что после внедрения системы появилось 557 производителей воды, 479 производителей безалкогольных напитков и 110 производителей икры о которых ранее не было известно государству.
В Консорциуме печатных плат ожидают ощутимых изменений в течение 1–2 лет при условии слаженной работы всех участников процесса. «Прогнозируем сокращение доли нелегальной продукции на 30–50%, рост доли сертифицированных производителей и общее повышение прозрачности рынка. Ключевыми факторами успеха станут четкость правоприменительной практики, оперативность внедрения технических решений и координация действий регуляторов, бизнеса и контролирующих органов», — отметила Ольга Кожуховская.
При этом, по словам экспертов, стремительного увеличения объема продукции отечественных производителей светотехники сразу может не быть из-за не лучшей рыночной конъюнктуры.
«Заметного увеличения производства российской светотехнической продукции не ожидается, особенно учитывая сложившуюся ситуацию на рынке со спросом: охлаждение экономики отдает глубокой заморозкой. Однако, на фоне затруднения оборота контрафакта, постепенный рост производства локализованных изделий будет», — добавил Станислав Лермонтов.
По данным ИГМУ ВШЭ, дополнительные доходы бизнеса за один год маркировки радиоэлектроники могут составить более 9 млрд рублей, а влияние на цену продукции не превысит 0,4%. Сейчас стоимость одного кода маркировки составляет 50 коп.
По словам Станислава Лермонтова, основная статья затрат для отечественного производителя при введении маркировки — это интеграция системы «Честный знак» в свои бизнес-процессы. При этом стоимость программного обеспечения и/или его доработки может на порядки превышать стоимость необходимого для маркировки оборудования. При этом чем крупнее производитель — тем выше затраты. «Если микробизнес сможет обойтись компьютером, смартфоном, принтером этикеток и бесплатным базовым софтом, то крупному бизнесу понадобится встраивание аппаратных средств маркировки в конвейеры, интеграция софта «Честный знак» с уже применяемыми системами учета производства и склада и т.д. Подорожание, возможно, и будет, но для российских производителей, в пересчете на единицу продукции, незначительное. С основными проблемами могут столкнуться импортеры товаров, маркировку которых зарубежные производители у себя делать откажутся и маркировку придется осуществлять на внешнем или таможенном складе. В этом случае затраты на маркировку единицы продукции могут оказаться значительными», — добавил эксперт.

