Александр, расскажите о вашем телеканале.
«Сейм» — государственный региональный теле- и радиоканал, а также сетевое издание. Наш учредитель — администрация Курской области. Что касается телеканала, то сейчас мы вещаем одновременно на двух кнопках — в цифровом мультиплексе на девятой кнопке, в рамках региональных врезок в эфире Общественного телевидения России (ОТР, — прим. ред.), и на 21-ой кнопке в пакетах всех кабельных операторов региона. Кроме того, вещаем в IPTV. Таким образом, мы охватываем практически 100% территории региона. Нас можно посмотреть из любой точки области, где есть телевизор или интернет. На телеканале я работаю два года. Сейчас мы, как и другие региональные каналы, находимся в процессе активной трансформации. У нас получается сохранять телевизионный эфир, — ведь у него своя аудитория, а нам важен каждый наш зритель, — а также параллельно развиваться на интернет-площадках. Каждый день выходят выпуски новостей — мы делаем частично разные версии для эфира на ОТР и в кабеле. Кроме того, каждый день выходят новые проекты. Одно из наших конкурентных преимуществ — производство тематических программ. Фактически, мы единственные в регионе, кто их создает в большом объеме. Это и патриотические проекты, и краеведческие, социальные, туристические, спортивные. Мы проводим прямые эфиры с чиновниками, чтобы дать возможность людям напрямую задать волнующие их вопросы и получить оперативные ответы. Все обращения, которые приходят за время эфиров в обязательном порядке отрабатываются властями. И, возможно, это один из полезнейших наших инструментов. Кстати, в отличие от других региональных телеканалов, у нас нет разделения на новостные отделы и отделы по производству передач — весь контент делает одна команда. За последнее время мы вывели в лидеры по посещаемости наш сайт, за год его посетили 1 млн человек, которые просмотрели 10 млн страниц. Развиваем социальные сети, телеграм-канал, сейчас суммарно там больше 42 тыс. подписчиков. Работа трудоемкая, практически круглосуточная, но, надо отдать должное, интересная и азартная.
Кто ваша целевая аудитория?
Технически и фактически наша аудитория разделяется на несколько принципиально разных сегментов. Первый — это телевизионная аудитория мультиплекса. Если судить по звонкам, которые поступают нам в редакцию и в эфиры, это зачастую старшее поколение, которое традиционно потребляет телевизионный контент. Если брать кабельную аудиторию, то это крупные города, где есть соответствующие провайдеры. Другой сегмент — пользователи интернета и соцсетей. Здесь нас смотрят самые разные люди, в основном от 17 до 55 лет, которые потребляют наши новостные выпуски и выпуски других телекомпаний для того, чтобы составить свою картину происходящего в области. Аудиторию наших социальных сетей измерить проще — она насчитывает конкретное количество подписчиков, с ней есть обратная связь. В нашем Telegram-канале мы оперативно публикуем то, что происходит в регионе. Есть аудитория региональных пабликов в соцсети «ВКонтакте», с которыми мы активно сотрудничаем, где количество просмотров, которые забирают наши материалы, может за неделю достигать около четверти миллиона. У этой аудитории разные вкусы, но мы стараемся работать всенаправленно.
Какие задачи стоят перед вами сегодня?
Одна из главных задач — вещание без эфирного партнера, то есть собственное. Сейчас мы готовимся технически и определяемся с поставщиками контента, кроме того, в кабеле планируем в самое ближайшее время перейти на HD-вещание. Если смотреть на проекты, которые связаны в целом с вещанием, то здесь одним из ключевых является наращивание влияния в интернете. Мы уже появились в рейтинге цитируемости «Медиалогии». За квартал, по-моему, были вторыми в прошлом году. По итогам года были пятыми. Сейчас мы не очень на это ориентируемся, потому что «Медиалогия» измеряет то, что она видит (прямые ссылки). Мы иногда замечаем, что наши материалы с нашей орфографией, пунктуацией и даже опечатками полностью копируют, но без ссылок на нас. Особенно это касается наших оперативных постов в телеграме. Вот этого «Медиалогия» не может измерить. В этом состоит наше отличие от столиц, где считается неэтичным брать материалы без ссылки. Не хочется никого критиковать, но отмечу, что копирование наших материалов без ссылок сильно влияет на объективность оценок. Один из проектов, за который мы получили главную журналистскую награду региона, — это «Незабытый город», посвященный истории Курска. Сегодня одна из главных тем жизни региона — подготовка к празднованию 1000-летия Курска в 2032 году. И мы очень «попали» в эту историю. У руководства региона есть желание навести порядок в городе, изменить его к лучшему, вернуться к каким-то историческим моментам. Это один из самых сложных и трудоемких проектов в плане производства, потому что, когда я пришел в телекомпанию, у нас не было даже современного оборудования. Мы при поддержке региона и внутренней экономии исправили эту ситуацию, а после смогли запустить и этот проект. И он достаточно хорошо разошелся, показал наш уровень, у нас появились коммерческие заказчики, и мы научились зарабатывать как продакшен. Сейчас это одна из важных и больших статей нашего дохода. Еще у нас есть важный проект, связанный с особенными детьми. Есть популярный туристический цикл «Поехали!». Уже несколько лет выходит уникальная программа о Великой Отечественной войне «Память священна». Есть аналитические программы об актуальных проблемах региона. Я пришел работать в телекомпанию, когда губернатором стал Роман Старовойт, который с самого начала объявил политику открытости. У нас не связаны руки, мы можем спокойно говорить о проблемах, которые здесь и сейчас волнуют жителей нашего региона. Главное, чтобы наша работа соответствовала главной цели — улучшение качества жизни курян. Это не политический слоган, а практическое кредо — мы разбираем обращения, следим за сообщениями в соцсетях, и тут же пытаемся помочь, прояснить ситуацию. Чиновникам было трудно перестраиваться, но теперь они дают нам комментарии по горячим проблемам практически в любое время суток. Глава региона тщательно держит руку на пульсе: смотрит, читает нас и наших коллег, он с самого начала взял СМИ себе в союзники — это очень помогает работе.
Какие проблемы есть у регионального телевидения?
Тут важно говорить в контексте пандемии и статуса телекомпаний. Денег на региональном медиарынке стало еще меньше, рекламодатели свернули бюджеты, но в целом нам удалось сохранить отношения с нашими партнерами, а с кем-то объемы коммерческой работы выросли в разы, в связи с ростом показателей всей нашей компании. Телезрители в нашей стране привыкли к качественному телевидению. Если посмотреть на некоторые западные студии региональных каналов, то там они невероятно скромные, однако у нас привыкли к тому, что картинка должна быть яркой и хорошо освещенной, но это стоит очень дорого. У регионов таких возможностей зачастую нет. Перетекание денег и людей в интернет сужает телекомпаниям поле для зарабатывания. Опять же растет конкуренция. Региональные каналы, имеющие статус «21 кнопки», вещают в режиме врезки, объективно — не на самом удобном канале ОТР, где реклама запрещена, поэтому ничего не могут там заработать. Все это приводит к тому, что какие-то проекты нам приходится реализовывать самим, получая спонсорскую помощь. Мы вынуждены зарабатывать на услугах продакшена, интернет-трансляции событий. Часто делаем продукты, которые не являются эфирными. К тому же, если мы говорим о создании контента, то поскольку все региональные телеканалы учреждены государством, мы платим все налоги, а частные продакшены либо не платят вообще, либо 6%. Так как мы являемся телевидением, мы платим еще и ряд официальных платежей правообладателям. При этом федеральные компании очень активно развиваются. Они активно вкладываются в ИТ-инфраструктуру. Их региональные представители получают все в готовом виде.
Каковы перспективы регионального телевидения?
Я думаю, что здесь возможности связаны с государственной политикой и с тем, как сложится рынок. В современных реалиях быть просто телевидением не получится. Это невыгодно и необоснованно. Мы, например, одновременно являемся и радиостанцией, и телевидением, и сетевым изданием, и YouTube-каналом, и еще много чем. Как уже сказал, вещаем на двух кнопках, активно производим контент, который публикуется в социальных сетях. Мы продвигаем наш контент через местные популярные паблики и активно взаимодействуем с обществом. На мой взгляд, экономически оправданным является именно диверсификация региональных телекомпаний, редакций. В данный момент производство фильмов, больших сложных передач очень затруднительно финансово: мы выдергиваем людей из производства новостей, кто-то делает свои передачи, приходя на работу в выходные, во время отпуска, чувствуя обязательства перед своими зрителями сделать качественный продукт.
Войдет ли ваш телеканал в третий мультиплекс?
Насколько я знаю, этот проект долго обсуждается, и все упирается в его финансирование. Называются разные оценки стоимости присутствия каналов. Я думаю, что большинство регионов не найдут на это средств. Лично мы готовы войти в третий мультиплекс, но сильно сомневаемся, что главы регионов найдут на это деньги. На один регион нужно примерно от 100 млн рублей. За эти средства можно построить десяток ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов, — прим. ред.), хорошую школу. Это не решит никакой особой задачи. Эта сумма не повысит качество жизни людей, поэтому по экономическим причинам я сильно сомневаюсь, что будет какая-то перспектива. Да и вряд ли федеральные власти возьмут эти расходы на себя. Мы бы хотели иметь собственную региональную кнопку, так как это открыло бы нам новую большую аудиторию, но я боюсь, что этого не произойдет.
К чему приведет ситуация с третьим мультиплексом?
Все зависит от сценария этого перехода. Переход на третий мультиплекс дал бы новую жизнь региональным каналам. Он бы привел к более жесткой конкуренции между федеральными каналами и региональными, разумеется, в пользу вторых. Но я не считаю этот сценарий реалистичным.