Я бы сказал не последние годы, а последние десятилетия. Безусловно, вызовы каждый раз приобретают новый характер. Для того, чтобы оставаться на рынке, конечно, приходится что-то менять, подстраиваться, корректировать концепцию. С одной стороны, это хорошо: сильные становятся сильнее, слабые вынуждены отступить. Но, с другой стороны, строить прогнозы и планы в ситуации постоянной неопределенности крайне сложно. GS Labs - одна из немногих российских компаний, которая разрабатывает собственные технологии со 100% локализацией всех видов деятельности: от разработки и эксплуатации до поддержки и коммерции. Поэтому риски влияния извне на компании, которые используют наши продукты, фактически равны нулю.
Мы по-прежнему являемся лидерами в области разработки технологий шифрования контента, имея в своем портфеле такие продукты как CAS DRECrypt и DRM DREPlus. Кроме того, мы единственные в России, кто прошел аудит безопасности в международной компании. При этом GS Labs соответствует требованиям, позволяющим нашим клиентам вещать премиальный контент. На данный момент это носит ограниченную актуальность. Однако, компании, планирующие заменить у себя подобные решения, смотрят на перспективу и уже состоявшиеся факты. И на подобный аудит в том числе. Они понимают, что рано или поздно это будет играть ключевую роль.
С одной стороны, уход с российского рынка зарубежных компаний открывает новые возможности, а с другой – плодит массу серых схем, по которым этот уход можно считать формальностью. Еще больше отрасль пугают заявления о разрешении использовать пиратские версии зарубежных продуктов. То есть получается, что правильно было бы заменить импортное на отечественное, но можно продолжать закупать, как и раньше, но по другой схеме. А можно и вовсе не закупать, используя бесплатные пиратские версии. И какая здесь мотивация покупать что-то российское? Кажется, что регуляторы должны принять четкие правила игры. Сейчас же импортозамещение носит характер, как в басне про лебедя, рака и щуку.
Это потенциальная угроза, которая представляет опасность всему бизнесу оператора платного телевидения. В случае компрометации этих продуктов, мы получаем оператора бесплатного телевидения. Поэтому владение и управление этой технологией извне несет угрозу прекращения бизнеса в целом. Есть и побочные риски, связанные с информационной безопасностью, поскольку речь идет о непрерывной передаче данных, которые скремблируются по алгоритмам, и владельцами которых являются компании из недружественных государств.
В первую очередь мы планируем развивать и совершенствовать наши CAS DRECrypt и DRM DREPlus, создавая новые конкурентные версии продуктов мирового уровня. Ну и, конечно, мы будем развивать продукт Умный дом DREHome&TV, следуя трендам домашней автоматизации. Он не относится напрямую к отрасли телекома, но, тем не менее, является отличным дополнением у многих операторов для создания конвергентных сервисов. Напомню, что этот продукт у нас поставляется как white label. Таким образом, любая компания может под своим брендом начать бизнес, связанный с домашней автоматизацией и умным домом.