img14 декабря 2021 в 10:45

Игорь Алехин, Спутниковое ТВ МТС: «Мы являемся одной из точек входа в экосистему МТС»

Ограничения, введенные во время пандемии, дали толчок в развитии внутреннему туризму в России. О том, как это стало новым драйвером для операторов спутникового ТВ, а также об особенностях работы в корпоративном сегменте заместителю главного редактора «Телеспутника» Михаилу Григорьеву рассказал руководитель В2В-направления Спутникового ТВ МТС Игорь Алехин.

Ограничения, введенные во время пандемии, дали толчок в развитии внутреннему туризму в России. О том, как это стало новым драйвером для операторов спутникового ТВ, а также об особенностях работы в корпоративном сегменте заместителю главного редактора «Телеспутника» Михаилу Григорьеву рассказал руководитель В2В-направления Спутникового ТВ МТС Игорь Алехин.
Есть ощущение, что рынок корпоративных подключений к спутниковому ТВ поделен между крупными игроками. Так ли это?

Если говорить о мегаполисах и крупных городах, то рынок ТВ для корпоративного бизнеса тут давно развит и относительно стабилен. Но есть направления, куда спутниковое вещание еще не пришло либо только начинает приходить и в которых мы видим потенциал для роста и развития. Это городские агломерации, туристические и рекреационные зоны в удаленных уголках страны. Как раз здесь мы и развиваем спутниковое телевидение. Цивилизация проникает даже в самые недоступные точки.

Развитие идет вглубь, далеко от городов, где нет развитой инфраструктуры и где единственная доступная технология — спутниковое ТВ. Поэтому мы рассчитываем, что как раз корпоративный сегмент позволит нам сохранять наращивание базы и увеличение доходов в среднесрочной перспективе.

Что может подвигнуть корпоративных потребителей к принятию решения сменить поставщика телевизионной услуги? Как вообще бизнес принимает решение о подключении ТВ?

Наверное, решиться на смену поставщика для бизнеса более серьезный шаг, чем для частного пользователя. И оно требует тщательного расчета экономии, выгоды. Но зато если предложение выгоднее, то и эффект от него будет заметнее. Важным фактором принятия решения является экономическая целесообразность, качество сервисов: для многих видов бизнеса телевидение оказывается своего рода витриной, формирующей впечатление о качестве услуг в целом.

Особенно заметно это в туристическом бизнесе, рекреационных центрах. А где-то телевидение оказывается просто базовой услугой, закрывающей ряд вопросов: например, в добывающей промышленности.

В туристическом бизнесе сейчас настоящий бум на внутренних направлениях. Это связано с рядом факторов, в частности, с пандемией, которая, с одной стороны, негативно повлияла на туристический бизнес во всем мире, а с другой — дала определенный толчок для развития внутреннего российского туризма. Люди стали активно ездить по стране. Малый и средний бизнес реагирует на это: строится много мини-гостиниц, гостевых домов даже в сельской местности, удаленных территориях. Где-то располагается интересный природный объект, в другом месте произошло исторически значимое событие, где-то развиваются духовные центры, куда-то люди ездят за оздоровлением. И число таких объектов в последние годы значительно увеличилось. И это как раз то направление бизнеса, в которое мы идем.

Например, владельцы экоотелей стремятся держать определенный уровень сервиса и в отношении телевидения хотят иметь качественный контент, четкую картинку и отборный канальный план. Но в места, где расположены экоотели, добраться сложно. Буквально приходится ехать на оленях и лошадях. Там хорошо, красиво, есть все для комфортной жизни, но нет телевидения. И единственный способ обеспечить его — пригласить нас.

Люди стали активно ездить по стране. Малый и средний бизнес реагирует на это: строится много мини-гостиниц, гостевых домов даже в сельской местности, удаленных территориях. И это как раз то направление бизнеса, в которое мы идем.

Мы предлагаем продукт, доступный как для малого, так для среднего и крупного бизнеса. Есть у нас технические решения, которые удовлетворяют цели любого корпоративного сегмента. У нас прозрачные цены и открытая тарифная сетка.

Опишите портрет типичного корпоративного клиента. Какие у него потребности в плане телевизионной услуги?
Таких клиентов стоит разделять по категориям. В первую входит все, что связано с туризмом: базы отдыха, гостиницы, рекреационные зоны, которым нужно дать доступную и понятную услугу спутникового телевидения. Вторая — это крупный бизнес: добывающая отрасль, нефтегазовый сектор, владельцы сложных технических объектов, например, в Республике Саха (Якутия), в Иркутской области, где ведется добыча ресурсов. Третью категорию представляет малый бизнес, то есть сфера услуг, начиная от салонов красоты и закачивая автозаправочными станциями. Для таких клиентов мы готовы подключить объект за два–три дня. Можем даже подключить в день обращения клиента.
С какими запросами корпоративные клиенты чаще всего к вам приходят? Как в принципе происходит сотрудничество с ними?

Запросы всегда разные, есть и уникальные. Расскажу про организацию спутникового вещания на движущихся объектах. К примеру, в Красноярском крае мы организовали телевидение для теплохода-гостиницы, курсирующей по Енисею. Установили на стабилизационной платформе специальную антенну, которая настроена на геостационарный спутник ABS-2, монтировали головную станцию, и теперь там демонстрируется спутниковое ТВ от МТС плюс свой рекламный контент гостиницы.

Такое же уникальное решение реализовали для Российских железных дорог: на специальном вагоне установили аналогичную антенну, которая круглосуточно принимает сигнал спутникового ТВ, независимо от пути следования поезда.

Мы обеспечиваем как самые простые запросы в организации трансляций основных телеканалов, так и специфические: устанавливаем специальное оборудование для обеспечения работы большого количества экранов, организовываем через эти системы собственное вещание заказчика с промо его сервисов или с инфосервисами, например, на добывающих предприятиях. Нас уже знают во многих регионах. И часто после подключения одного-двух клиентов к нам приходит несколько их знакомых, партнеров, конкурентов или сопряженных бизнесов. В плане сотрудничества с В2В-сегментом, как и в случае с клиентами из других сегментов, нередко работает сарафанное радио. И такое промо вызывает самый высокий уровень доверия. Спутниковое ТВ в этом не исключение.

С работой сарафанного радио в сегменте В2С понятно: есть группы в соцсетях, на других площадках. А как работает сарафанное радио в сегменте В2В?

На личном опыте других пользователей. Как и везде. Приведу пример из Карачаево-Черкессии. За последнее время количество частных гостиниц в этой республике и в целом на Кавказе увеличилось многократно. В 2020 году мы подключали там гостиницу в сельской местности. И после этого сработало сарафанное радио: теперь каждый месяц в этом районе к спутниковому ТВ подключается какой-то новый объект. Весной 2021 года одна из улиц, на которой расположено несколько отелей, уже была вся в красных тарелках МТС. Это говорит о том, что нас любят. Мы тоже любим клиентов и всегда готовый идти навстречу, учитывать их возможности и пожелания. Когда речь идет об определенном количестве подключаемых экранов, то всегда готовы обсудить индивидуальные предложения.

В некоторых случаях мы являемся как бы точкой входа в экосистему МТС для нового клиента, которому выгодно, когда все услуги предлагаются из одного окна

Еще пример. Однажды после того, как мы выиграли тендер в Иркутской области нас пригласила компания из Ханты-Мансийского автономного округа, работающая в нефтегазовом секторе. Когда встал вопрос, кого из операторов выбрать, сработало то самое сарафанное радио.

Тут важно учесть и тот факт, что МТС оказывает широкий спектр услуг, то есть в составе экосистемы нам иногда проще предложить спутниковое телевидение клиенту из крупного бизнеса, потому что он уже пользуется другими услугами компании. И когда к нам обращаются представители малого и среднего бизнеса за подключением спутникового телевидения, мы тоже обращаем их внимание на то, что в дальнейшем они могут подключить другие услуги компании, например, сервис по развитию бизнеса МТС-Маркетолог, интернет-решения, и так далее. В некоторых случаях мы являемся как бы точкой входа в экосистему МТС для нового клиента, которому выгодно, когда все услуги предлагаются из одного окна. А компания, которая предоставляет широкий перечень цифровых услуг, на мой взгляд, всегда интересна клиенту.

Рост рынка платного ТВ приостановился, проникновение услуги превысило 80%, показатель ARPU тоже не увеличивается. Если говорить о В2В-сегменте, то за счет чего вы можете развиваться как оператор?

Мы можем развиваться за счет увеличения абонентской базы и продаж оборудования. Не вся территория России подключена к кабельному телевидению, и для нас это возможность расти. Корпоративный сегмент не исключение. Я ежедневно слышу от коллег из МТС, что в разных частях страны постоянно возводятся новые объекты. Например, недавно в Ямало-Ненецком автономном округе начали строить общежитие для специалистов, занятых в добыче нефти и газа. Заказчику потребуется телевидение, и МТС подключит этот объект к услуге. В удаленных от мегаполисов районах наш бизнес не останавливается. Мы расширяем корпоративную абонентскую базу за счет нефтедобывающей отрасли и удаленных баз отдыха и гостиниц.

Что касается оборудования, то мы продаем головные станции, дополнительную технику, например, сетевые коммутаторы, антенны, кронштейны, конверторы. То есть предлагаем услугу и продукт, с помощью которого можно реализовать подключение в любом месте и по любому запросу.

Мы можем подключить не только спутниковое, но и интерактивное ТВ. Допустим, заселяясь в гостиничный номер, человек включает телевизор и слышит с экрана такое приветствие: «Семен Семенович, рады видеть вас снова! Ваш любимый кофе, как обычно, к 10.00?». Семен Семенович может взять пульт, заказать еду в номер, посмотреть свободный столик в ресторане через видеокамеру. Мы предоставляем услугу интерактивного ТВ в рамках одного кейса, тем самым наращиваем свою клиентскую базу. В числе потенциальных клиентов может быть действующая гостиница, которая пользуется чьим-то — не обязательно нашим — кабельным подключением. Если ее что-то не устраивает в поставщике ТВ-услуги, она может выбрать нас либо как альтернативного основного оператора, либо как резервного.

Весной этого года мы реализовали интересный кейс: в Анапе в пятизвездочном отеле подключили спутниковое и кабельное ТВ плюс дополнительные услуги. Отель большой, в нем порядка пятисот экранов. Мы предоставили головную станцию, которая синхронно работает и с кабельным, и со спутниковым телевидением. В случае форс-мажорных обстоятельств сигнал за полсекунды переключается со спутника на кабель. И так же быстро происходит переключение со спутникового вещания на кабельное. В результате у клиента всегда будет бесперебойное телевещание.

Даже на насыщенном рынке остается возможность маневра. Люди перестали бояться своей страны, начали активно осваивать территории. Поэтому, уверен, для нас всегда найдутся новые клиенты, особенно с учетом географического положения России, где точно есть места, куда нерентабельно протянуть кабель.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий