Действительно, поездка была классной, впечатления до сих пор свежи. Я рекомендую всем расширять свой горизонт, потому что поездки в зарубежные страны и изучение их рынка позволяет понять, с одной стороны, насколько у нас здесь в России хорошо, с другой — посмотреть, что можно сделать лучше.
Саудовскую Аравию мы не выбирали, так просто получилось. Один наш знакомый ведет бизнес в этой стране. Однажды он общался с шейхом, и тот спросил его: есть ли в России компания, готовая поставлять контент? Оказалось, шейх любит все русское. Знакомый предложил нам съездить в Саудовскую Аравию и изучить ее на предмет бизнес-связей. Недолго думая мы согласились, несмотря на то, что ничего не знали про этот рынок.
Долгое время Саудовская Аравия была закрытой страной, а сейчас она открывается. Туда все больше поступает зарубежный капитал, иностранцам стало легче вести бизнес, происходит взаимопроникновение культур, визу можно получить за считанные секунды — через интернет. Раньше было сложнее: существовали квоты, требовалась куча документов. Это один из показателей того, что страна открывается.
С другой стороны, там по-прежнему сильны традиции и обычаи. Еще несколько лет назад женщины не могли работать, выходить без мужчины на улицу, не могли получать права. Новый наследный принц поменял это, и мы увидели на улице женщин, которые ходят одни, работают, водят автомобили. Конечно, разница между нашим миром и саудовским колоссальная.
Недавно мы запустили новый телеканал для поклонников аниме — Sumiko. И мне было интересно, как в Саудовской Аравии обстоят дела с трансляцией аниме, ведь в этих сериалах и фильмах есть девочки в коротких юбках. Оказывается, такие персонажи там строго под запретом. Поэтому производители аниме идут навстречу и адаптируют свой контент: дорисовывают персонажам штаны.
Наша поездка прошла на высокой ноте. Мы встречались с представителями Министерства связи, Министерства юстиции, узнали, как устроен бизнес в Саудовской Аравии, какие цены на интернет, какой контент там потребляют. В результате наметили для себя ниши, где можем сотрудничать.
В Саудовской Аравии четыре–пять основных игроков на рынке связи, и все они влиятельные. Поэтому преждевременно говорить о том, что российская компания будет там оператором связи.
А вот что касается остального, например, обучения, то здесь нам есть что предложить. В Саудовской Аравии сейчас тоже остро стоит проблема кадров, молодых специалистов, в том числе в телекоме и в ИТ, необходимо обучать. А у «Уфанет» есть свой тренинговый центр. Мы умеем обучать персонал, технических специалистов, у нас действует система адаптации. Соответственно, это может быть востребовано в Саудовской Аравии.
Что касается контента, то мы рассматриваем коллаборации с местными компаниями. Наши телеканалы Home 4K и «Глазами туриста» вещают в том числе на арабском языке, у них там много поклонников. Тем не менее, мы хотим запустить новые проекты, например, на Home 4K показывать больше программ про Саудовскую Аравию, а для «Глазами туриста» снять пару-тройку сюжетов о том, как там живут люди. Наша задача — показать миру эту страну.
Да, осложнилась. Мы ведь не только предоставляем услуги связи, производим телеканалы, но и поставляем телеком-оборудование. В результате событий 2022 года у нас сорвалась одна крупная поставка и пришлось приложить много усилий, чтобы клиент, который ее ожидал, в итоге не пострадал.
По телеканалам придумали ряд мероприятий, чтобы не потерять клиентов и приобрести новых. Но на это ушло время, и кого-то мы все же потеряли. С другой стороны, это позволило сосредоточиться на других рынках, найти новые возможности.
Европа для российских компаний теперь закрыта, а что касается других стран, то — пожалуйста. И у нас с ними уже заключено много контрактов.
В общем Sumiko коммерчески вполне окупаемый проект, и когда мы считали его экономику, то видели это. Такого контента явно не хватало аудитории. Буквально за первые две недели (канал был запущен в августе, — прим. ред.) мы увидели, как по показателю телесмотрения он поднялся на 65 место среди 250 телеканалов в нашем пакете. А это редкость для новых каналов. Если он оказался востребованным среди нашей абонентской базы, то, думаю, остальные операторы тоже оценят такой контент и их пользователи — тоже.
Когда его примут в текущей редакции, которая летом прошла первое чтение, то для отрасли это будет большой шаг вперед. Мы шли к этому с 2011 года, прилагали все усилия, чтобы была принята именно текущая версия документа.
Законопроект направлен на то, чтобы не допустить монополизации на рынке доступа в интернет для жителей многоквартирных домов, он обеспечит честную конкуренцию, облегчит жизнь операторам, а абоненты смогут выбирать, к кому из провайдеров пойти: к тому, кто подключит его за час или к тому, кто «забивает» на его нужны.
Стратегия развития — это вопрос, который должен задавать себе каждый оператор, и мы тоже задаем его себе. Одно время драйвером для нас был рынок новостроек, но потом его рост замедлился. А сейчас рост активных абонентов в многоквартирных домах идет за счет подключения новых услуг — домофонов, видеонаблюдения. Именно в сторону этих сервисов мы и смотрим. Только интернета и кабельного ТВ уже недостаточно — оператор должен предоставлять услуги в комплексе.
У нас крупная абонентская база, лояльные клиенты, и с этим активом надо работать. Мы можем предоставлять им различные сервисы, не зря же ради этого ездим по миру — смотрим, что интересного предлагают зарубежные провайдеры, что мы можем позаимствовать у них и привнести в свой бизнес.
Другим драйвером был интернет для частных домов. До сих пор на нем идет прирост подключений, там безусловно есть куда развиваться. Но мы понимаем, что рано или поздно и этот рынок схлопнется, поэтому надо искать новые направления.
Еще десять лет назад говорили о том, что кабельному телевидению придет конец. Но сегодня мы не видим большого оттока абонентов в кабельном ТВ. Рано или поздно это произойдет, но, видимо, все же поздно.