img31 августа 2020 в 14:35

Константин Кушаков, МТС: «Мы видим потребность в конвергентных продуктах»

Этой весной горожане начали массово выезжать за город на самоизоляцию, а многие решили там и остаться после снятия ограничений, что сказалось на потреблении услуг связи и видеоконтента. О спросе на конвергентный продукт, а также о мерах по повышению лояльности потребителей «Телеспутнику» рассказал операционный директор спутникового ТВ МТС Константин Кушаков.

Этой весной горожане начали массово выезжать за город на самоизоляцию, а многие решили там и остаться после снятия ограничений, что сказалось на потреблении услуг связи и видеоконтента. О спросе на конвергентный продукт, а также о мерах по повышению лояльности потребителей «Телеспутнику» рассказал операционный директор спутникового ТВ МТС Константин Кушаков.
Как повлиял введенный в стране режим самоизоляции на подключения новых абонентов? Что происходит сейчас?
На текущий момент мы успели подвести итоги «докарантинного» первого квартала и «карантинного» второго. За это полугодие абонентская база спутникового ТВ МТС выросла на 21% к аналогичному периоду прошлого года. Во второй квартал мы вошли с 870 тысячами активных абонентов в нашей базе, а закончили его с 907 тысячами подписчиков. И судя по аналитическим отчетам, были единственным спутниковым оператором на рынке, демонстрировавшим рост на протяжении всего полугодия. Связываем востребованность нашего продукта с его качественным канальным наполнением и доступной ценой оборудования. Во втором квартале рост подключений ускорился по сравнению с первым кварталом. Важную роль в популярности наших сервисов играют конвергентные продукты с сервисами материнской компании. Мы начали экспериментировать с ними в начале прошлого года. В апреле обновили предложение. Предлагаем спутниковый комплект с сим-картой на раздачу мобильного интернета с абонплатой менее 600 рублей в месяц. С учетом того, что новый продукт появился на рынке в период самоизоляции, он сразу «взлетел»: люди уезжали за город, при этом у многих оставалась онлайн-работа, у детей — дистанционная учеба. Надо было срочно решить вопрос организации работы и проведения досуга в новых условиях. Мы решаем сразу две задачи. Кроме того, мы увидели, что активизируется «спящая» абонентская база: если раньше люди приезжали на дачу на пару-тройку недель и ограниченное время пользовались спутниковым ТВ, то сейчас подключились те абоненты, которые обычно позже активировали замороженную на зиму подписку.
Можно ли оценить, как будет влиять на темпы роста абонбазы ухудшение макроэкономической ситуации, прежде всего снижение доходов населения?
Многие люди сейчас переехали из мегаполисов за город и ищут возможности организовать себе там полноценную жизнь с привычным или дополнительным досугом. Поэтому мы не просели в пандемию и на текущий момент видим предпосылки для повышения спроса на спутниковое ТВ. В более долгосрочной перспективе прогнозировать пока сложно: многое будет зависеть от общей экономической ситуации, темпов восстановления деловой активности и изменения уровня доходов граждан. Вместе с тем спутниковое ТВ остается одним из наиболее доступных способов получения информации и доступа к развлечениям. Поэтому мы все-таки с умеренным оптимизмом смотрим на развитие ситуации в будущем.
Какие меры вы считаете обоснованными в сложившейся ситуации, чтобы динамика роста абонбазы не снижалась?
В целом продолжим работать, как работали. Будем думать над новыми конвергентными продуктами — мы видим в них потребность. Будем расширять контентные предложения. В том числе эксклюзивные в рамках экосистемы МТС.
Какие изменения в потреблении контента абонентами вы фиксировали во время пандемии?
В период ограничений и пика пандемии вырос спрос на информационные и региональные каналы. Люди больше смотрели кино и досуговые программы. Для нас довольно неожиданным стало повышение интереса зрителей к телемагазинам. Снизился интерес к спортивным программам из-за того, что отменились знаковые соревнования. Как ни странно, люди стали меньше смотреть передач о здоровье и семье. После снятия ограничений и возвращения к обычной жизни резко выросли как раз спортивные каналы, а кино и новости вернулись к прежнему уровню.
Изменилась ли востребованность пакетов спутникового ТВ МТС, выросло или снизилось число подключений дополнительных каналов?
Число подключений дополнительных каналов выросло. Но с апреля у нас дейcтвовала возможность бесплатно подключить доппакет «Океан открытий» — набор познавательных каналов Discovery, а с мая можно было на два с половиной месяца бесплатно подключить контент «Амедиа» — лучшие зарубежные сериалы. Но наша стратегия в целом нацелена на то, чтобы уже в основных пакетах предложить пользователям широкий спектр контента разных направлений. Это обеспечивает нам более прозрачные условия предоставления сервиса, а пользователю — гибкость и свободу в выборе из уже доступного разнообразного контента. Сейчас по самым привлекательным акционным предложениям новые абоненты получают подписку на расширенный пакет с 209 каналами. Всего мы можем предложить пользователям 235 каналов.
Как изменилось время смотрения каналов спутникового ТВ МТС — «Расширенного» и дополнительных — за последние полгода?
Мы бы так не ставили вопрос. Расширенный пакет наиболее интересен для подключения. Но он уже содержит в себе достаточный набор контента для формирования собственного пула предпочтений. Это не готовое предложение, а своего рода маркетплейс, позволяющий набрать каждому абоненту интересный именно ему набор опций и каналов. Дополнительные каналы — продукт достаточно дорогой и нишевый. Поэтому они и были выделены в отдельные группы за дополнительную плату. Например, не все любят спорт. И не у всех есть дети. И какую-то часть специального контента мы выделяем в отдельные пакеты, которые подключат те, кому они действительно нужны. И в этом смысле какого-то перераспределения смотрения мы не заметили. Как и явных изменений в структуре подключения дополнительных каналов.
Что происходит с подключениями спутникового ТВ в пакете с мобильным интернетом — стали ли такие пакетные подключения более популярными?
Конвергентный продукт стал популярным уже в самом начале его вывода на рынок в 2019 году. И мы работали над его совершенствованием, понимая его востребованность. В марте и особенно апреле спрос на конвергент заметно вырос, что легко объяснимо тем, что горожане начали массово выезжать за город на самоизоляцию. И им нужно было организовать и нормальный доступ в интернет, — а мы предлагаем безлимит на скорости до 10 Мбит/с, — и качественный досуг. Это совпало с тем, что в середине апреля мы модифицировали конвергент и предложили новым подписчикам единую для всех регионов невысокую абонентскую плату за комплексную услугу: мобильный интернет и спутниковое ТВ. Поэтому рост был ощутимым: продажи продукта в мае — июне 2020-го выросли более чем в три раза относительно аналогичного периода прошлого года. Этот продукт стал самым востребованным. Сейчас мы работаем над расширением линейки конвергентных предложений. Чтобы они были востребованы, рассчитываем исходить из конкурентной ситуации, в том числе в регионах, и делать продукт максимально комфортным по цене. Исходя из того, что телесмотрение — часто семейная практика, мы будем формировать конвергентные решения, рассчитанные на коллективное использование, удобное и выгодное в рамках одной семьи. И своими интересными предложениями будем привлекать тех, кто почему-то до сих пор не с МТС.
Какие каналы продаж выходят на передний план в текущих условиях? Повлияли ли на распределение каналов ограничения во время пандемии?
Разумеется, условия самоизоляции и установленных ограничений повлияли на востребованность каналов продаж. Все онлайн-сервисы стали использоваться намного активнее. И сейчас этот канал более активен, чем до карантинных мер. А на работу торговых точек и выездных агентов, наоборот, накладывались ограничения. При этом в разных регионах они могли отличаться: где-то исключительно жесткие, где-то помягче. На сегодня основным каналом продаж является собственная розница МТС. Важным каналом продаж для нас остаются наши агенты, которые задействуют широкий спектр возможностей предложения продукта, в том числе онлайн-ресурсы. И хотя в период активной фазы пандемии в ряде регионов в связи со сложной эпидемиологической ситуацией маневренность агентов ограничивалась как практической целесообразностью и соображениями безопасности, так и локальными законами, этот канал оставался наиболее эффективным. И именно он показал наибольшую динамику числа подключений: клиенту не нужно было покидать дом для приобретения комплекта, агент все привозил и устанавливал сам. Но у нас были введены жесткие меры контроля за здоровьем наших сотрудников. И мы всех обеспечили специальными индивидуальными средствами защиты.
Если говорить о росте абонбазы в региональном разрезе — какие области обеспечивают наивысшее число новых подключений?
Максимальный рост базы обеспечивают крупнейшие регионы из-за их емкости рынка. Динамика роста у нас относительно равномерна по всем регионам присутствия. Рост есть везде. Но в абсолютных значениях наибольший рост обеспечивают те субъекты РФ, которые входят в топ-20 по численности населения.
Что необходимо делать сейчас, чтобы повысить лояльность потребителей и их удовлетворенность контентом и сервисом?
Любой бизнес преуспеет, только если он делает что-то нужное и важное для людей. Мы делали хороший, качественный, удобный и доступный продукт на каждый день. И в кризис он оказался еще более востребованным. Главное — думать о людях. И уж точно в сложные времена, играя вдолгую, нельзя делать ставку на сиюминутную выгоду. Из-за ограничений у многих сократились доходы. Многие были вынуждены неделями не выходить из дома. И мы предлагаем им тот продукт, который позволит за небольшие деньги получить доступ к качественным сервисам, обеспечивающим и работу, и досуг, и связь с миром. И МТС уже давно завоевал репутацию бренда, которому доверяют.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий