Технологическая платформа Триколора
Как компания, сотрудничающая с ведущими мировыми поставщиками программного обеспечения, мы обязаны учитывать определенные правила. По ним строятся архитектурные решения, которые во многом зависят от того, какое оборудование необходимо использовать для высоконагруженных сервисов. Наши инфраструктурные комплексы можно разделить на две части: спутниковая и ОТТ. При этом они существуют как отдельные кластеры, способные развиваться независимо друг от друга, но действуют в единой архитектуре, которая дает возможность абоненту на одних и тех же устройствах смотреть контент в нескольких средах.
Использование партнерского и собственного ПО помогает нам добиться высокой степени интеграции всех элементов системы. Значительную роль здесь играют наши специалисты, которые хорошо знают эту систему и способны предугадать, когда стоит внести изменения, чтобы обеспечить большую доступность сервисов.
При разработке новых продуктов важно предусмотреть возможность их работы на различных платформах — ТВ-приемниках, мобильных устройствах, смарт ТВ и в вебе. У каждой из них свои особенности и ограничения. Первым делом мы реализуем сервис на самом массовом устройстве — клиентском приемнике. Затем портируем его на мобильное устройство. Тут важно сохранить идею, ради которой продукт создавался. Также специалистам необходимо понимать тенденции его технологического развития. В последнее время стал популярен голосовой поиск. В нашей стране он еще не очень распространен, тем не менее это тренд, который в ближайшем будущем сильно повлияет на то, как операторы платного ТВ оказывают услуги. Голосовой интерфейс внесет много изменений в нашу отрасль. Операторы пока не очень активно внедряют голосовой поиск, поскольку это требует изменения процедур в работе с контентом — нужно уметь его обогащать, интегрировать, распознавать. Это дорогие, сложные и длительные процессы, которые должны быть подкреплены спросом на рынке. Пока он достаточно мал для того, чтобы инвестировать в него большие средства.
Безопасность сервисов
В работе с персональными данными клиентов мы учитываем все актуальные требования законов. Серверы, обеспечивающие функционирование наших сервисов, закрыты — к ним нет внешнего доступа, сбор данных осуществляется обезличенно. Придумать что-то инновационное в плане информационной безопасности сложно — это чревато непониманием со стороны регулирующих органов.
Свои интересы и интересы партнеров в плане соблюдения авторских прав Триколор тоже защищает. Как известно, стремление сэкономить подталкивает многих людей пользоваться услугами пиратов, предлагающих бесплатный или недорогой доступ к контенту. В ответ на это мы разработали широкий набор инструментов, уникальную для России систему кодировки, которая не применяется другими операторами, поэтому можем гибко, быстро и непредсказуемо менять способы защиты. Взлом такой системы для пиратов экономически неподъемен и занимает очень много времени, а у самих злоумышленников нет широкой поддержки мирового сообщества хакеров, как правило, взламывающих распространенные системы. Мы используем самые актуальные технологии, а потому имеем в запасе несколько вариантов улучшения системы защиты в случае подозрения на компрометацию.
Еще одна проблема для операторов — неправомерная публичная трансляция контента, когда оборудование зарегистрировано на физическое лицо и предназначено для частного просмотра, а по факту устанавливается в общественном месте, например в кафе или на автозаправке. По закону это недопустимо и требует оформления других договоров, приобретения определенных прав. В таких случаях методы борьбы с нарушителями достаточно традиционны, и этим успешно занимаются правоохранительные органы.
В условиях конкурентной гонки операторам нужно все время внедрять что-то свежее. Находясь в конкурентной среде, мы постоянно развиваемся
Развитие мультиплатформенности
Традиционно самыми удобными платформами для внедрения и апробирования механик являются мобильные устройства — они построены таким образом, чтобы было проще и быстрее запускать новые функции. Юридически сделать приложение тоже гораздо проще: достаточно удалить его, поставить новое либо вернуться к прежней версии.
Более сложная и трудоемкая для разработки платформа — смарт ТВ. Зачастую поставщики ПО строят свои продукты таким образом, что программистам приходится переписывать приложение под разные системы из-за различий в их архитектуре. Это замедляет развитие и распространение решений для таких платформ, но в целом смарт ТВ похожи на мобильные устройства.
С точки зрения трудозатрат и архитектурных ограничений самой сложной платформой являются ТВ-приемники. Они ограничены в возможностях коммуникации с клиентом, и при внедрении новых сервисов зачастую нужно существенно менять интерфейс, чтобы было удобно использовать пульт. А это не так просто, как в мобильном приложении.
Разработка ведется на каждой платформе отдельно и независимо, поэтому общее время для выпуска приложения достаточно сжатое. Для клиента это динамичная история: только он привыкает к одному, как ему уже предлагают новое. В условиях конкурентной гонки операторам нужно все время внедрять что-то свежее. Находясь в конкурентной среде, мы постоянно развиваемся.
Уже давно Триколор является новатором отрасли, например, первым внедрил UHD-вещание на российском рынке платного ТВ. Мы практически эксклюзивно предлагаем гибридные услуги, объединяющие спутниковое ТВ и OTT. Функции приемников, рекомендованных для использования сервисов Триколора, при подключении к интернету значительно расширяются, в то время как у других операторов они ограничены возможностями приема либо спутниковых, либо кабельных каналов, а за ОТТ вообще отвечает отдельное приложение. Мы развиваемся в этом направлении, у нас достаточно уникальных функций и возможностей, которых нет у других операторов. Стремимся к тому, чтобы оказывать услуги максимально качественно и бесперебойно, поэтому используем актуальные дорогие технологии, привлекаем вендоров, которые позволяют нам быть на технологическом пике.
Видеосервис Триколора
Триколор относительно недавно вышел на ОТТ-рынок, представив мультиплатформенный продукт: сначала на ТВ-приемниках, потом на мобильных устройствах и смарт ТВ. Рынок стремится к выравниванию конкурентного предложения. Нельзя сказать, что чье-то решение уникально. Мы стараемся соперничать в первую очередь контентом, в этом плане у нас один из лучших продуктов на внутреннем рынке. Разрабатывая его, мы ориентируемся на лучшие российские и мировые практики. Другим нашим преимуществом является высокая скорость внедрения новых услуг. Во многом это определяет вектор развития нашего видеосервиса, в котором мы за короткий срок излечили все «детские болезни», устранили узкие места в архитектуре и самом продукте.
Мы опрашивали клиентов, насколько они удовлетворены работой нашего приложения и сервисом в целом, и учитываем их отзывы. Сейчас начинаем развивать более глубокие и более узкие практики, здесь наши преимущества состоят в скорости. Мы также учимся на чужих ошибках, что во многом экономит нам время и ресурсы и в конечном счете позволяет сделать услуги дешевле.
Тренды медиапотребления
Мы наблюдаем переход пользователей от потребления контента линейным способом к потреблению на различных устройствах. Отчетливо видна диверсификация по возрасту и местоположению человека: медиапотребление в городе, на дачах или в малых населенных пунктах существенно отличается. Разные и навыки в общении с устройствами, приложениями и функциями.
В последние годы самый активный драйвер роста потребления контента — сериалы. Крупные западные компании давно осознали: чтобы сохранять аудиторию на своей платформе, нужно создавать эксклюзивный контент. На мой взгляд, до российских игроков это осознание еще не дошло. Да, в нашей стране тоже снимают много сериалов, но они не того уровня, чтобы операторы и видеосервисы эффективно использовали их для удержания аудитории. Однако в ближайшее время в Россию этот тренд тоже придет. Компании начнут активнее тратить средства на создание качественных сериалов, что станет безусловным драйвером операторского рынка. Каждый игрок будет формировать свое определенное контентное предложение, отличное от конкурентов, — это основной тренд в контентном потреблении.
Большинство механик развития медиасервисов уже давно сформировано, их нужно только активно внедрять и приучать людей активно потреблять видео по запросу. Зрители будут пользоваться нелинейным просмотром, потому что каждый стремится экономить собственное время. Благодаря конкурентной борьбе цены снизятся и контент станет доступнее.