img08 июля 2024 в 17:02

Порекомендуй то, не знаю что

В России запускают копию YouTube, которая, судя по позиционированию, должна заменить проверенный годами западный ресурс. Новый видеохостинг «Платформа» почти полностью повторяет структуру и дизайн своего прототипа. Детали соблюдены вплоть до интерфейса и расположения разделов — чтобы пользователям было привычно. Однако у всех без исключения аналогов YouTube есть один общий недостаток, который мешает им развиваться — нерабочие рекомендации.

В России запускают копию YouTube, которая, судя по позиционированию, должна заменить проверенный годами западный ресурс. Новый видеохостинг «Платформа» почти полностью повторяет структуру и дизайн своего прототипа. Детали соблюдены вплоть до интерфейса и расположения разделов — чтобы пользователям было привычно. Однако у всех без исключения аналогов YouTube есть один общий недостаток, который мешает им развиваться — нерабочие рекомендации.

Проблема с тем, что в социальных сетях совершенно нечего смотреть уже не стоит. Скорее, наоборот — обилие и разнообразие контента стало ключевым параметром, который обязан быть, чтобы удержать внимание зрителя. В этом плане YouTube имеет выгодное преимущество. Сервис обладает опытом взаимодействия с пользователями более 10 лет, а также необъятную библиотеку видеоконтента. Смело можно сказать, что YouTube вырастил несколько поколений пользователей.


Нелегко быть просто копией

YouTube почти всегда знает, что хочет пользователь, а также стремится предугадать, что ему может понравиться. Исходя из информации, представленной на сайте support.google.com, при составлении рекомендательной ленты учитываются следующие три параметра: какие видео пользователь просмотрел, какие смотрит подряд, на какие каналы заходит чаще. За этим скрыта работа модераторов и искусственного интеллекта (ИИ), который также выполняет функции цензуры, выставления возрастных ограничений и снятия монетизации.

Заходя же на свою страницу в «VK Видео», я в первую очередь вижу то, что платформа стремится навязать мне посмотреть. Это дорогие проекты, которые стартовали на YouTube, но в итоге выпускаются и там, и тут или эксклюзивы со знаменитостями. При этом блогеров масштабом меньше нет на главной, хотя видео они также выкладывают. Пользователи, которые ведут свои публичные страницы и/или выкладывают видео, высказывают наблюдения, что трафик, который раньше был в их пабликах, ушел. А вот на страничках звезд, которые задействованы в рекламных проектах, резко выросло количество просмотров. Получается, что система рекомендаций душит интерес пользователей, которые приходят с YouTube, не предоставляя им альтернативного выбора.

С Rutube ситуация тоже интересная. Несмотря на долгое его существование, мне сложно сказать, каким образом устроена система рекомендаций этого видеохостинга. По личным ощущениям, платформа предлагает пользователю самостоятельно искать контент в поисковой строке. А в разделе «Для вас» представлены видео, которые не досмотрены, либо видео с ранее посещенных каналов. Говорить о персональной тематической подборке не приходится. В основном здесь контент для тех, кто смотрит телевидение и знает участников различных шоу, которые ходят по смежным ТВ-проектам.

Объединяет же два отечественных сервиса наличие пиратского контента, который также появляется в разделе «Для вас». И когда я вижу это, то возникает вопрос о позиционировании, так как «VK Видео» часто рекламирует именно эксклюзивы, а также заявляет о себе как о площадке для развития блогеров с монетизацией и живыми пользователями. А Rutube в своей рекламе и вовсе не скрывает того, что в нем вы можете найти все и даже больше: об этом говорят переделанные, но вполне узнаваемые обложки зарубежных фильмов на постерах в метро.

Получается, что быть даже просто копией YouTube не так уж легко?

Без ошибок нет урока

Западный ресурс тоже не идеален — те же Shorts показывают пользователям не связанные с их интересами видео. А блогеры неустанно жалуются на то, что их ролики из-за ограничений (контент предназначен для зрителей старше 16 лет), наложенных сайтом, не набирают просмотров.

При этом в уязвимом положении остаются дети, потому что если YouTube не продвигает одни видео, то другим полностью дается зеленый свет. Известный феномен Elsagate (скандал вокруг появления на видеохостинге большого количества видео и каналов, рассчитанных на младшую детскую аудиторию, имеющих аномально большое количество подписчиков и статистику просмотров, — прим. ред.) до сих пор вызывает споры в отношении политики администрации YouTube. Ролики с бессвязным и жестоким сюжетом, зачастую затрагивающим темы родов, наркотиков, медицинских манипуляций, привлекают детей яркими обложками и известными персонажами. Знаковыми стали Эльза из мультфильма «Холодное сердце» и Человек Паук из киновселенной Marvel. Контент никак не фильтровался и в огромном количестве ежедневно заливался на площадку: миллионные просмотры, множество двойников аккаунтов-распространителей и возможность смотреть без остановки вызвало массовое недовольство. Однако борьба против сомнительного контента с 2017 года так и не прекращается.

Алгоритмы YouTube часто давали и дают сбой. Именно по этой причине блогеры рекомендуют поставить лайк, подписаться на канал и включить уведомления о появлении нового видео. В противном случае есть большая вероятность, что пользователь не увидит повторно ролики этого автора.


Правильно использовать, а не слепо копировать

Когда раскручивают отечественные видеохостинги, все идет по стандартной схеме: создают сайт, платят блогерам, «рисуют» просмотры для хайпа и надеятся, что все забудут про YouTube. Площадки переполнены оригинальным и эксклюзивным контентом, но люди его не смотрят активно — создается лишь видимость. «Платформа» имеет все шансы повторить судьбу других копий YouTube, про которую вскоре забудут.

В случае с «VK Видео» и Rutube сложно выстроить рекомендательный алгоритм, так как в недрах спрятано множество неотмодерированных и спорных роликов, которые обещают убрать уже долгие годы. «Платформа» же позиционируется как пространство безопасное, с мощной модерацией, которая будет отбирать контент по нужным возрастным категориям, придерживаясь строгих правил.

Сейчас до конца не понятно, что она из себя представляет, поскольку будучи пользователем бета-версии, сложно разобраться в системе. В ленте могут встретиться три подряд видео с одного канала, перезалитые клипы российских и зарубежных групп, прохождения игр. После регистрации и поисковых запросов на разные темы ситуация остается прежней. Поскольку «Платформу» только запустили, продукт остается сырым и по объему видео не сможет сравниться с «VK Видео» и Rutube, не говоря уже о YouTube. Однако на фоне ситуации с блокировкой каналов пророссийских блогеров на YouTube сценарий с постепенным ограничением работы западной площадки становится все более вероятным. А значит, нужно обратить пристальное внимание на то, как развиваются отечественные площадки.

«Вариант с замедлением YouTube представляется более реалистичным, чем полная его блокировка», — прокомментировал тенденцию член РОЦИТ Антон Горелкин, говоря о законопроекте о запрете рекламы на заблокированных ресурсах, в числе которых может оказаться и западный видеохостинг.

«Платформа», как и другие российские видеохостинги, должна взаимодействовать не только с популярными, но и с начинающими блогерами, продвигать их. Это нужно, чтобы рекомендации могли предложить пользователю что-то большее и при этом узконаправленное, чем купленные шоу телевизионного формата. Однако без поддержки на уровне государства невозможно массово популяризировать отечественные аналоги, а также развивать их, о чем говорят и депутаты.

Постепенно Россия идет по китайскому сценарию развития цифровых платформ. Для каждой зарубежной социальной сети у нас появляется свой аналог: какие-то уже достаточно прижились, каким-то еще предстоит долгий путь проб и ошибок. На мой взгляд, многие проблемы видеоплощадок решит создание грамотно работающего персонализированного алгоритма рекомендаций, который сможет предложить интересный контент каждому пользователю. С нынешними темпами развития искусственного интеллекта это вполне возможно.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий