img
img13 ноября 2024 в 13:44

Отсутствие регулирования в ближнем космосе обернётся проблемами с «космическим мусором»

Проблема космического мусора связана не с количеством спутников, а с тем, что в ближнем космосе отсутствует регулирование экономической деятельности. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Телеспутника» выразил независимый эксперт по космосу Андрей Ионин.

Проблема космического мусора связана не с количеством спутников, а с тем, что в ближнем космосе отсутствует регулирование экономической деятельности. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Телеспутника» выразил независимый эксперт по космосу Андрей Ионин.

По словам эксперта, самой масштабной спутниковой группировкой сейчас, безусловно, является Starlink Илона Маска, которая уже насчитывает порядка 6 тыс. аппаратов. У бизнесмена есть планы расширить её до 40 тыс. Существует также группировка OneWeb существенно меньшего размера, в будущее которой Ионин не верит. Есть заявленные планы у Amazon Джефа Безоса и у других компаний. Свои планы есть и у Китая, и у России.

«В планы Безоса я также не верю, это связано с геополитической ситуацией: американцам и Западу в целом достаточно одной большой группировки — Starlink. Она решает все задачи. Появление других подобных группировок было бы возможно в рамках однополярного мира, как это было у Iridium и Globalstar, которые так или иначе дублируют друг друга, создавая иллюзию конкуренции, а де факто решая одну и ту же задачу. Эта модель будет работать только в том мире, где США гегемон, и потому все наиболее технологические сегменты рынка отходят им по определению, но такая модель нежизнеспособна в новом миропорядке. А с учетом того, что спутниковые проекты имеют перспективу в десятки лет, то для них правила нового миропорядка уже данность», — отметил Ионин.

Он добавил, что у американцев будет одна группировка, появятся и группировки других стран, которые во главу угла ставят суверенитет. Эксперт выразил надежду, что страны БРИКС, и прежде всего Россия и Китай, договорятся о создании совместных группировок, чтобы не было необходимости каждой стране БРИКС (а страны БРИКС представляют собой именно суверенные страны) создавать собственные системы, чтобы они дополняли друг друга.

«Модель, которая позволяет объединить ресурсы группировок России, Китая и других стран БРИКС для того, чтобы каждая из стран смогла соблюсти свои суверенные интересы, а также удовлетворяет другим принципам нового миропорядка, существует. Но пока только теоретически. Однако, думаю, что вскоре мы приступим к ее практической реализации. Тогда появятся две масштабные и действующие параллельно группировки — Starlink Маска для Запада и объединенная группировка БРИКС. А вот других проектов подобного масштаба не будет. В том числе по причине минимизации рисков “космического мусора”», — подчеркнул Ионин.

По его словам, проблема космического мусора, конечно же, актуальна, но она связана даже не с количеством спутников, а с тем, что в ближнем космосе отсутствует регулирование экономической деятельности, посему системы, построенные из коммерческих соображений, как Starlink, объективно максимизируют прибыль за счет, в том числе, минимизации требований к надежности и безопасности.

«Поэтому не стоит ожидать от Маска, что он будет в ущерб своей прибыли создавать сверхнадежные спутники и средства избавления от "космического мусора". Это для него экономически нецелесообразно. А так как никакого регулирования в этой сфере нет — он этим пользуется и разворачивает свою группировку так, как считает нужным. Что не запрещено, то разрешено», — пояснил Ионин.

Он отметил, что «космический мусор» — это образно «экология космоса». И тогда по аналогии можно привести экспертные оценки, что выполнение экологических норм на земле добавляет к стоимости продукта до 40 %. Для космоса цифры будут близки.

«Это так, но уверен, что регулирование этой сферы появится, ибо все понимают, что это необходимо. Оно бы уже появилось, но мешает текущая геополитическая ситуация, которая на “переломе” от однополярного к новому миропорядку. И пока страны не могут договориться: все предложения по регулированию деятельности в космосе, которые вносят Россия и Китай, отвергаются США. Думаю, они их даже не читают. В обратную сторону аналогично. Но как только геополитическая ситуация нормализуется — а это обязательно произойдет, такое регулирование обязательно появится. Поэтому его нужно готовить уже сейчас, обсуждать, прежде всего со странами БРИКС, ибо окно возможностей для его принятия может возникнуть неожиданно. Как говорится в русской пословице, “готовь сани летом”», — подчеркнул эксперт.

По мнению Ионина, надо уже сейчас понимать, какие примерно требования будут заложены в регулирование, чтобы планировать свои группировки уже с их учетом. Тогда не придется их переделывать под эти нормы, которые обязательно появятся. Нужно работать со специалистами по законотворчеству и отраслевыми экспертами, чтобы понимать, какие ограничения наложит регулирование.

«Как такое регулирование может выглядеть? Скорее всего, как в воздушном пространстве, появится сегментирование и космического пространства. И тогда, например, развертывание столь многоспутниковых группировок, как Starlink, будет возможно только на орбитах ниже 300 километров — это будет ниже зоны пилотируемых полетов (станции летают на высотах 350-400 километров), и главное — эти орбиты “самоочищаются”: любой объект, находящийся на орбите высотой 300 километров и менее, будет существовать на орбите не более нескольких месяцев. Если же брать орбиты совсем низкие — 200 километров, то они очищаются в течение нескольких часов. Именно к этому надо стремиться и готовить свои системы к этому», — объяснил Ионин.

Он добавил, что это процесс нескорый, так как сейчас подобные требования ввести нельзя — нет движителей, способных продлить активное существование спутниках на таких орбитах до экономически разумного. Но поскольку внедрение экологических требований в ближнем космосе — это тренд, то это и мотивация к разработке необходимых технических решений, ноу-хау, которые будут обеспечивать в течение длительного времени функционирование спутников на орбитах ниже 300 километров — и чем ниже, тем лучше. Но пока таких технологий нет.

Ранее руководитель проектов по авиации АО «Глонасс» (компании-оператора государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС») Сергей Кукарев в разговоре с корреспондентом «Телеспутника» спрогнозировал появление в будущем технологических решений по сбору «космического мусора» на низких орбитах.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий