img
img22 марта 2017 в 15:51

Павел Ворошилов, Xelent: «Мы нацелены на операторов OTT и CDN»

Павел Ворошилов, директор по облачным продуктам Xelent, во время пресс-тура по помещению центра обработки данных (ЦОД) рассказал «Теле-Спутнику» об особенностях работы с компаниями из сегментов Over The Top (OTT) и Content Delivery Network (CDN).

Павел Ворошилов, директор по облачным продуктам Xelent, во время пресс-тура по помещению центра обработки данных (ЦОД) рассказал «Теле-Спутнику» об особенностях работы с компаниями из сегментов Over The Top (OTT) и Content Delivery Network (CDN).
Есть ли среди ваших клиентов OTT- и CDN-операторы?
Мы являемся дата-центром и прежде всего предоставляем бесперебойную инфраструктуру. Как вы знаете, это основной элемент бизнеса для OTT и CDN. У нас размещается один OTT-оператор и несколько CDN-поставщиков. Кроме того, нашими услугами пользуются эфирные телеканалы. К сожалению, в связи с NDA, я не могу их назвать, но они достаточно крупные, в частности представляют наше местное петербургское телевидение, плюс есть один федеральный канал.
Учитывая востребованность видеоконтента, увеличится ли спрос на услуги вашего дата-центра со стороны OTT-операторов?
Конечно! Более того, мы нацелены на таких клиентов. У нас разработаны отраслевые решения для OTT- и CDN-операторов, которые позволяют выгодно хранить и транслировать данные пользователям. Часть решений реализуем сами, а часть, к примеру отдачу трафика, – с помощью наших партнеров. Своей задачей мы видим не только привлечение новых клиентов, но и увеличение объема услуг для текущих пользователей. Игроков на рынке OTT не так много, но их аудитория показывает значительный рост, в связи с чем можно сделать вывод, что спрос увеличится и у существующих клиентов. Поэтому, повторюсь, мы нацелены на эти сегменты и разработали решения, которые позволяют нам успешно конкурировать, а OTT- и CDN-операторам быть эффективнее.
Эти решения учитывают специфику их бизнеса?
Да, все верно. Это типовые услуги, доработанные и дополненные сервисами, которые наиболее важны для OTT-операторов. Фактически наша универсальная услуга кастомизирована и развернута в сторону конкретного сегмента.
Есть ли среди ваших клиентов компании, собирающие большие данные?
Я бы сказал так: есть компании, оперирующие данными, а есть те, которые предлагают решения по анализу информации. Оба типа фирм являются нашими клиентами. Хочу напомнить, что современный бизнес пошел в сторону информационных технологий: ИТ-служба уже не просто несет вспомогательную функцию, а является основным элементом роста. Даже простые сайты, допустим интернет-магазины, собирают и хранят информацию о пользователях. Это конкурентное преимущество, ведь анализируя данные, проще подстроить свое предложение под конкретного пользователя или сегмент. Бесперебойный сбор этих данных и их надежное хранение становятся критически важными для бизнеса. Вот почему компании смотрят в нашу сторону.

Другим организациям требуется инфраструктура, позволяющая предоставлять сервисы, которые работают с большими данными. Это тоже наш клиент, только на услугу аренды вычислительной платформы. Сейчас спрос на нее также растет.

Если вернуться к OTT-операторам и эфирным телеканалам, какие требования они предъявляют к дата-центру?
Конечно, для многих ключевой фактор — стоимость услуг. Но при оценке дата-центра важна также возможность предоставить бесперебойный сервис, ответственность перед клиентом. Анализ бесперебойности дата-центра — ключевой этап, крупные компании проводят его обязательно. У них есть собственные чек-листы, по которым проверяется работа всех систем, изучаются журналы. Естественно, перед этим мы подписываем соглашение о неразглашении информации, которое позволяет нам показать потенциальному клиенту функционирование всех систем. Словом, они очень внимательно изучают дата-центр.

Более мелкие фирмы ориентируются на стандарт Tier III, утвержденный Uptime Institute (всемирно известный центр сертификации ЦОДов — прим. «Теле-Спутника»). Однако, как показала практика, даже его наличие не гарантирует бесперебойности. Ведь данный стандарт, разработанный американскими компаниями и подразумевающий доступность на уровне 99,982%, превратился в маркетинговый инструмент. Зачастую он не несет практической пользы: ряд дата-центров, обладающих сертификатом Tier III, регулярно «падают». К слову, некоторые их клиенты после таких инцидентов перевезли к нам свое оборудование.

Мы настоятельно рекомендуем компаниям проводить аудит максимально подробно, и если дата-центр отказывается что-либо показывать, то это первый тревожный звонок. Подписанное NDA дает право продемонстрировать работу всего ЦОД. Именно надежность инфраструктуры — уровни резервирования линий связи, питания, количество сотрудников в смене, готовых адекватно отреагировать на проблему, — нужно обязательно изучать. К слову, мы готовы поделиться чек-листом, по которому уже проходили проверку, возможно, для кого-то это будет полезный опыт.
Комната контроля ЦОД CDN. Фото: Михаил Григорьев/«Теле-Спутник»

Есть ли у OTT-операторов специфические запросы? Что для них важнее всего?
Для OTT очень важна, во-первых, бесперебойность, во-вторых, географическая близость пользователей к месту кэширования видеокартинки. Допустим, если они находятся во Владивостоке, а картинка передается из Санкт-Петербурга, то задержки неизбежны. Совместно с нашими партнерами мы разработали решение, которое в рамках одного контракта позволяет OTT-операторам реализовать максимально широкое покрытие видеосервиса не только по России, но и по миру. Есть еще третий момент, но он выражен не столь ярко. OTT-операторы стараются экономить свои расходы, в том числе так называемый CAPEX (англ. CAPital EXpenditure — капитал, использующийся для приобретения или модернизации физических активов — прим. «Теле-Спутника»). То есть, они не покупают оборудование сами, а арендуют его у нас. Эта схема помогает эффективнее распоряжаться деньгами. Допустим, узлы CDN — это небольшое количество серверов, но когда вы расставляете их по всему миру, то траты выходят значительными. Когда же нужно закрыть две-три точки серверами, приобретать оборудование в свое пользование не совсем разумно. Ведь не у всех CDN-операторов одинаковая бизнес-модель и кому-то выгоднее «железо» арендовать.
А кому выгоднее арендовать?
Компаниям, которые не готовы инвестировать свои средства в покупку оборудования. Аренда позволяет тратить пусть часто, но понемногу. Если у одних организаций срок окупаемости инвестиций может составлять год, то у других — десять лет. В первом случае это может стать реальной проблемой.
По вашим наблюдениям, какие облачные сервисы наиболее востребованы?
Сейчас высок спрос на услугу «инфраструктура как сервис». У нас она начала активно расти с прошлого года. В связи с этим мы разработали решение, которое позволяет пользоваться «инфраструктурой как сервис» в автоматическом режиме. Услуга полезна компаниям, реализующим сервисы. Для них важно иметь возможность не просто включить услугу, но и вовремя выключить, дабы не тратить средства. Несмотря на то, что услуга появилась недавно, даже мы были удивлены экспоненциальному спросу на нее. Возможно, это связано с тем, что в 2016 году компании заложили большие бюджеты на ИТ и в 2017-м начали их тратить. Не исключено, что здесь сказался и отложенный спрос на развитие, накопленный за время кризиса.

Следующая востребованная услуга — облачное хранилище. Компании собирают много данных, которые не всегда востребованы в оперативном режиме. В этом смысле возможность оптимизировать затраты на хранение информации для многих клиентов становится ключевым фактором, потому что покупать оборудование под эту задачу не всегда выгодно. Данных много, они должны долго храниться, поэтому оборудования требуется немало, чтобы обеспечить необходимый резерв. Вот почему облачное хранилище как услуга показывает хороший рост.

Задействуются ли мощности вашего дата-центра для функционирования видеосервисов крупных телеком-операторов, к примеру «МТС» и «МегаФон»?
Многие операторы исторически размещают сетевую инфраструктуру в собственных дата-центрах. Но вы, наверное, заметили, что, начиная с 2015-2016 годов они пошли в сторону аутсорсинга. Возможно, для некоторых мы стали пионерами в этой области, потому что в нашем дата-центре хостится много операторов. Есть и компании из «большой четверки», которые размещают у нас большой объем своего оборудования. Ведь на тех же АТС сложно обеспечить бесперебойность работы, к примеру, из-за пыли, в то время как у нас стерильная чистота. Если говорить про облачные решения, необходимые для разработки видеосервиса, то у нас в проработке есть несколько запросов от операторов, хотя они пока не реализованы на практике.

Справка «Теле-Спутника»

В ходе пресс-тура журналистов провели по ЦОДу и показали функционирование ключевых систем. Как рассказал Алексей Носков, директор по обслуживанию клиентов Xelent, дата-центр был запущен в эксплуатацию в 2014 году вблизи Санкт-Петербурга. Стоимость проекта составила 3,2 млрд рублей, а общая площадь – 6500 м2. ЦОД спроектирован по требованиям стандарта Tier III и отличается модульностью, позволяя гибко наращивать мощности по мере необходимости. Система охлаждения разработана с учетом климатических особенностей Северо-Западного региона: за счет кратковременного использования тепловых насосов экономится электроэнергия и большая мощность отдается ИТ-потребителям. К слову, ИТ-нагрузка составляет около 2 МВт. Интенсивность воздушных потоков регулируется в зависимости от количества тепла, отводимого от стоек. ЦОД рассчитан на 1476 стоек, из них введены в эксплуатацию 1074 (6 серверных модулей по 164 ячейки в каждом). В основном применяется серверное оборудование Dell и HP, а несколько систем хранения, по словам Алексея Носкова, полностью сделаны на твердотельных накопителях. Предметом особой гордости Xelent является показатель Up-Time в 100%, то есть за три года эксплуатации не было ни единого сбоя. Сегодня наибольший доход компания получает от крупных игроков цифрового рынка — контент- и ИТ-провайдеров. На их долю (чуть более 5% от общего числа клиентов) приходится до 58% выручки.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий