Для того, чтобы сделать показ продолжения фильма о жизни на Пандоре законным, киносети придумывают различные схемы. Например, указывают в афише, что показ фильма является бесплатным и представляет собой лишь «предсеансное обслуживание», а после его просмотра зрителям будет показана картина, на которую они и купили билеты, объяснили собеседники «Телеспутника».
«Другой способ обойти требования законодательства — заключение договора о сдаче кинозала в аренду. То есть юридически прокат фильма будет осуществлять арендатор, следовательно, он и будет нести ответственность за нарушение закона. А после показа и получения прибыли такой арендатор может ликвидироваться. Таким образом не пострадают ни фирмы-однодневки, ни крупные киносети», — рассказала адвокат, советник юридической компании «ССП-Консалт» Ани Казарян.
Для законного показа любого фильма кинотеатру необходимо, во-первых, принять разрешение правообладателя (например, от киностудии, — прим. ред.), во-вторых, получить прокатное удостоверение Министерства культуры РФ. А «серые» схемы могут привести к уголовной ответственности, потому как в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса РФ запрещено использовать результаты интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя.
«Пока законная схема [проката фильма] только одна — иметь договор с правообладателем. Соответственно, если правообладатель отозвал лицензию или расторгнул договор, то прав у прокатчика и кинотеатра нет. В данной конкретной правовой ситуации в России надо разбираться, что у них с договором и имел ли правообладатель право вот так легко выйти из сделки», — рассуждает юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, владелец Katkov.School Павел Катков.
Судебная практика такова, что договор с крупным правообладателем позволяет ему многое, поэтому, скорее всего, такое право у голливудских мейджоров по отношению к российским прокатчикам есть. И если они этим правом воспользуются, то деятельность кинотеатров по прокату кинокартин их производства будет стоять вне закона и уголовно наказуема, подчеркнул эксперт.
За прокат фильмов без соответствующего договора (лицензии) с правообладателем предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков или компенсации, согласно ст. 1301 ГК РФ. Также по решению суда кинотеатр, допустивший прокат фильма с нарушением исключительных права правообладателя, может быть ликвидирован, согласно ст. 1253 ГК РФ.
Кроме того, в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», на территории РФ запрещен показ фильмов в кинотеатрах без прокатного удостоверения, за некоторыми исключениями в отношении эфирного, кабельного, спутникового телевидения и кинофестивалей. В открытом реестре прокатных удостоверений фильмов на сайте Минкультуры РФ отсутствуют сведения о том, что на фильм «Аватар: Путь воды» было выдано прокатное удостоверение.
«Если судом будет установлено нарушение авторских и смежных прав правообладателя “Аватара”, то кинотеатры могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, для юридического лица предусмотрен штраф в размере до 40 тысяч рублей за одно правонарушение», — пояснила партнер Semenov & Pevzner Екатерина Смирнова.
Эксперт также отметила, что прокат фильмов без прокатного удостоверения является административным правонарушением (статья 14.58 КоАП РФ) и наказывается штрафом от 50 000 до 100 000 рублей, за повторное правонарушение — от 100 000 до 200 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, согласно части 3 статьи 146 УК РФ, за незаконное использование фильма «Аватар: Путь воды» владельцу кинотеатра может грозить штраф до 500 тысяч рублей и до шести лет лишения свободы, если стоимость прав на использование фильма составляет более 1 миллиона рублей.
Однако «посетители несанкционированных прокатов не несут никаких рисков, так как российское законодательство не предусматривает ответственность граждан за приобретение контрафактной продукции в личных целях, не связанных с дальнейшим оборотом такой продукции», единственным риском остается трата деньги на показ некачественной копии фильма, отметила Ани Казарян.
При всей нелегальности проката продолжения «Аватара» Павел Катков считает, что уход западных мейджоров — прекрасная возможность для российского кинематографа. «Если “заминусовать” их (голливудские кинокартины, — прим. ред.) из кинопроката, то образуется вакуум, который российские кинопроизводители пока заполнить не смогут, потому что в РФ не такой объем производства — при том, что у современных российских кинематографистов есть достойные и кассовые фильмы. Эта дискуссия уже имела место несколько лет назад, когда обсуждался законопроект о квотировании российского кино, воспринятый отраслевой общественностью в штыки. Вряд ли ситуация сейчас кардинально изменилась, но в любом случае это очередной шанс для российского кино нарастить производство и присутствие в прокате, который ему не стоит упускать», — заключил эксперт.
По состоянию на конец января мировая выручка фильма «Аватар : Путь воды» составила 2,074 млрд долларов и по этому показателю обогнала «Звездные войны: Пробуждение силы» (2,071 млрд долларов). Лидерами проката по-прежнему остаются: «Аватар» (2,923 млрд долларов), «Мстители: финал» (2,797 млрд долларов) и «Титаник» (2,202 млрд долларов).