Александр Мотрич, директор макрорегиона Северо-Запад АО «ЭР-Телеком Холдинг»
Знаковым событием стал глобальный проект Минкомсвязи по устранению цифрового неравенства, в рамках которого началось подключение социально значимых объектов к интернету в самых удаленных уголках России. Благодаря этому у жителей сел и деревень появились новые возможности, которые давно стали привычными для горожан. Например, ученики и учителя теперь могут легко получать доступ к дополнительной учебной литературе, врачи — использовать новые современные медицинские сервисы. Особенно приятно, что в этот раз бизнесу дали возможность принять участие в аукционе, в рамках которого наша компания стала основным исполнителем государственного проекта в 13 регионах РФ.
В 2020 году определяющей тенденцией станет цифровизация. Уже в этом году мы заметили серьезные перемены в отношении руководителей регионов к этой теме. Они стали активно интересоваться возможностями повышения комфорта и безопасности граждан за счет цифровых технологий. Наблюдается огромный спрос на проекты «Умный город», «Умное городское освещение», «Безопасный двор», «Умный домофон» и другие, которые направлены на создание принципиально нового качества жизни людей.
Наталья Горбунова, генеральный директор «НТВ-Плюс»
В 2019 году завершилась федеральная целевая программа и страна перешла на цифровое эфирное телевещание. Примерно 1,6% россиян, проживающих там, где нет наземной цифры, получили доступ к качественному телевидению благодаря спутниковым операторам. Мы поддержали инициативу Минкомсвязи, заключили соглашения с рядом регионов, гарантировали возможность бесплатного просмотра каналов двух мультиплексов и предоставили комплекты приемного оборудования по сниженной стоимости. У «НТВ-Плюс» самая большая зона покрытия, и есть районы, в которых доступно только наше цифровое спутниковое телевидение.
В ближайшем будущем продолжится миграция в цифровую среду и станет причиной дальнейшего изменения рыночной парадигмы. Следуя клиентскому запросу, операторы перестанут быть компаниями, предоставляющими услугу в какой-то одной среде, — они превратятся в универсальные цифровые платформы или будут вынуждены уйти с рынка. Изменятся подходы к продажам и маркетингу и, в конце концов, вся система отношений оператора с абонентами, регуляторами и владельцами контента. Наиболее яркое проявление этой тенденции — развитие ОТТ-сервисов. В 2019 году количество зрителей ОТТ-платформы «НТВ-Плюс» практически удвоилось, среднемесячный прирост абонентов услуги онлайн-телевидения составил 83%.
Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион»
Безусловно, главным событием уходящего года стало отключение аналогового эфирного телевещания в России и переход на цифровое телевидение. Это проект продолжался 10 лет и стоил государству 167,5 млрд рублей. Для операторов платного ТВ данная инициатива принесла только убытки, и в 2020 году все усилия будут направлены на то, чтобы их компенсировать и начать жить в новой реальности.
В 2020 году продолжится активное развитие OTT-сегмента, причем как в количественном, так и в качественном плане. Не исключаю, что сохранится тренд на сделки M&A, который мы наблюдали в 2019-м. Заметного роста ARPU в линейном ТВ, к которому стремятся все операторы, ждать не приходится, поскольку конкуренция будет происходить не между игроками рынка, а между операторами и эфирной цифрой. На этом фоне предсказуемо продолжится сокращение «костов» и поиск новых ниш для развития. Думаю, сохранится динамика роста производства собственного контента. Мы наблюдали активный рост этого сегмента в 2019 году, и с большой вероятностью он продолжит успешно развиваться в 2020-м.
Антон Гурин, начальник отдела телевизионных сервисов АО «Компания ТрансТелеКом»
Одним из основных событий в отрасли в уходящем году стала разработка законодательной базы, которая будет регулировать трансляцию каналов первого и второго мультиплексов в ОТТ-среде. Принятие данного закона может существенно повлиять на развитие ОТТ-сервисов, а для операторов создать определенные трудности в его выполнении.
Еще одна тенденция рынка — консолидация дистрибуции ТВ-каналов, которая приводит к постепенной монополизации рынка. В целом, несмотря на снижение темпов роста рынка классических ТВ-услуг, компания «ТрансТелеКом» показала в 2019 году значительный рост IPTV-сервисов.
К концу года наметилось движение большинства видеосервисов и онлайн-кинотеатров к производству собственного контента. Это позволит привлечь на свои платформы новых пользователей и удержать действующих. Вероятно, эта тенденция и будет определять развитие рынка в 2020-м.
Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2
Сложно было бы выделить одно событие в 2019 году, рынок подвержен влиянию многих факторов. Безусловно, стоит отметить существенное изменение потребительских трендов, которое заметно даже на горизонте одного года. Думаю, что главный вызов, который будет стоять перед операторами не только в 2020 году, но и позднее, связан с актуализацией бизнес-моделей, чтобы быть релевантными для вновь появившихся требований. Я говорю сейчас не только об уходе клиентов в диджитал-среду, сколько о тотальной персонификации. Клиент становится более чувствителен к качеству сервисов, но, что более важно, — к ценности, которую предлагает оператор.
В 2019 году Tele2 показала опережающие рынок темпы роста бизнеса. Этот год для компании был насыщен событиями, которые способствовали укреплению нашей позиции трендсеттера в телекоме. Мы продолжили активно инвестировать в развитие сети и вышли на второе место по количеству базовых станций LTE в России. Первыми открыли пилотную зону 5G в центре Москвы на собственной инфраструктуре, а также продемонстрировали реальные сценарии применения технологии. Нельзя не отметить активности в развитии технологии следующего поколения. В течение года был принят ряд значимых решений по этому вопросу, в том числе операторы смогли договориться о совместном развитии, что, конечно, уникально для отрасли. Становится более очевиден бизнес-контекст развития 5G, надеемся, что вопрос с выделением частотного спектра будет решен в следующем году.
Считаю, что определять решения как текущего, так и следующего года должна доходность бизнеса. С каждым годом отрасли приходится увеличивать инвестиции, это вызвано как потребительскими, так и регуляторными факторами, однако динамика роста объема рынка куда скромнее, чем рост этих инвестиций. Я полагаю, что решения больших игроков должны прежде всего основываться на этом.
Николай Орлов, заместитель генерального директора по контентной политике «Триколора»
Если говорить о событии международного масштаба, то я отмечу запуск осенью онлайн-кинотеатра Disney+, который уже к началу декабря набрал 40 млн подписчиков по всему миру. Важным событием в масштабах страны считаю запуск ОТТ/VoD-платформы «Триколора» и подключение к ней 1 млн активных клиентов.
Определяющий тенденцией для отрасли в 2020 году станет формирование рынка OTT/VoD и бизнес-схемы работы медиахолдингов, операторов и независимых платформ.
_________________________