Мы — интернет-провайдер RiNet, работаем в центре Москвы с 1995 года. Начинали с диалапа, в 2002-2003 годах провели в обслуживаемых нами домах ШПД. Стали строить оптику до дома и медь по дому. Сейчас у нас 30 тыс. абонентов среди физических лиц, 5 тыс. юридических лиц.
Кабельным телевидением мы не занимаемся. Изначально мы этого не умели и не хотели развиваться в этом направлении — другие были задачи. Вместо кабельного ТВ мы предоставляем IPTV от нескольких партнеров: «Медиа Системы» (бренд N3 Entry, — прим. «Телеспутника»), «Смотрешка», «24часаТВ». Работаем по агентской схеме. Честно говоря, в деталях не помню, как взаимодействие организовано по договорам. Но определенную долю собранных с абонента денег берем мы, а другую долю забирают они.
К IPTV подключены примерно 15% абонентов из числа физических лиц и примерно 3% — юридических.
Да, там подразумевается как раз публичное вещание. Подобные места берут себе IPTV просто для того, чтобы развлекать людей.
Мы не меняли, а постепенно вводили новых партнеров. Вначале были только «Медиа Системы», но у них не было поддержки Smart TV, поэтому к нему добавилась «Смотрешка». Следом появился «24часаТВ».
Продолжается благодаря точечной застройке, так как мы работаем в центре Москвы.
Войти в дом на этапе работы застройщика сложно, нам очень редко удается это сделать. Скажу даже так: если вдруг удается, это уникальная ситуация, единичная. В большинстве случаев мы заходим в уже построенные дома.
Мы работаем в центре Москвы, поэтому ситуаций, когда один монополист «собирает сливки», у нас не бывает. Это не новостройки в пригородах. Если какие-то люди, например, на Ордынке, вдруг строят дом и продают квартиры, им совершенно плевать, что там происходит с Интернетом. А покупателям достаточно того, чтобы провайдер добросовестно работал. Тут ни о каком «сборе сливок» речи не идет.
В Москве с этим несколько проще, чем, например, в Питере. Насколько я знаю от питерских коллег, там несколько лет назад начали появляться фирмы-«прокладки». Они являются посредниками между операторами и управляющими компаниями, собирали слишком много денег и резали сети несогласных c их условиями. И это стало заделом для масштабного конфликта в городе, который разворачивался в конце 2018 года. Но в Москве мы с таким просто не сталкиваемся. Фактически уже при позднем Лужкове все эти взаимоотношения были достаточно порядочными и цивилизованными. А при Собянине все стало вообще демократично. Никакого произвола со стороны именно городских структур нет.
С электричеством то же самое. В Питере, как я понимаю, до сих пор тянется конфликт с энергосбытовой компанией. А в Москве ассоциация АДСК (Ассоциация домовых сетей и компьютерных клубов Москвы, которая в 2010 году была переименована в НАДИКС — Национальную ассоциацию домовых информационно-коммуникационных сетей, — прим. «Теле-Спутника») еще в 2006 году вместе с правительством города и Мосэнергосбытом все урегулировала. У нас есть схема, по которой провайдеры платят за электричество, и она довольно цивилизованная.
Особняком стоит вопрос с городской программой «Чистое небо», в рамках которой правительство Москвы резало «воздушки», очищая улицы. Но по большому счету я не могу сказать, что правительство тут не право.
Да. Просто не было никаких процедур. Делали как придется. А потом, когда встал вопрос создания европейского облика города, «воздушки» почистили. В принципе это правильно.
Конечно, было сложно, но мы выкрутились. Там было порядка 100 улиц, которые надо было привести в порядок, и мы привели. Убрали лишний кабель.
Если проблемы и встречаются, то с каким-то конкретным ТСЖ, когда они вдруг поднимают тарифы или старшие по дому начинают предъявлять особые требования. Это непростые ситуации, но они все урегулируются в рабочем порядке.
Самое неприятное в вопросе с канализациями, что они принадлежат МГТС, а та все время повышает цены на свои услуги. То есть строительство линий в канализации — это довольно дорогой и бюрократически сложный проект. Не так просто проложить там кабель.
С этим было бы легче жить, если бы канализация была организована нормально.
Нормально — это как минимум чтобы оператор кабельной канализации не являлся одним из игроков рынка. А то у нас наблюдается странная ситуация, когда МГТС владеет кабельной инфраструктурой и одновременно является лидирующим розничным игроком. По уму надо, чтобы канализация была городской и у всех операторов был равный доступ к ней, с одинаковой для всех экономикой. Жаль, но в данный момент об этом речи даже близко не идет.
Вообще в последнее время у нас абонентская база стагнирует, даже чуть-чуть снижается. Новые абоненты, безусловно, появляются — порядка 400 человек в месяц. Но отключается даже чуть больше. И в итоге мы теряем клиентов.
А что мы можем предпринять? У оттока есть две причины. Основная — это изменение жизни абонента: человек переехал, ушел в армию, умер… То есть ему больше не надо пользоваться Интернетом. Здесь мы ничего сделать не можем. Это же не вопрос качества услуг или чего-то подобного.
Но есть вторая причина — жесткая конкуренция с другими провайдерами. На нашей территории работают «Билайн», МГТС и другие. Был абонент, пользовался нашим сервисом, а ему позвонили и предложили взять Интернет за 1 рубль. Конечно, он согласился. И с таким оттоком мы тоже ничего не можем сделать. Держим качество на том же уровне, чтобы люди не разбредались, но мы не можем себе позволить продавать услуги за 1 рубль так же, как не можем оживить человека, если он умер.
Нет. Фактически доминирует предложение «Интернет плюс IPTV». Физическим лицам мы также предлагаем компьютерную помощь. Тут особо не от чего отказываться.
Для корпоративных клиентов у нас есть видеонаблюдение, интеллектуальные АТС, ИТ-обслуживание. Сейчас для этого рынка собираемся осваивать Интернет вещей.
У физических лиц на услуги видеонаблюдения или устройства умного дома спроса нет, поэтому можно сказать, что мы этим и не занимаемся. Хотя если завтра к нам придет некое ТСЖ и скажет: «Мы хотим, чтобы вы нам сделали Интернет вещей», то мы сделаем. Но пока таких прецедентов не было.
Мы сейчас собираемся именно этим заняться — провести несколько пилотных проектов и посмотреть, как они пойдут. Но у меня никаких больших ожиданий в этом направлении нет. Для отдельной квартиры нет никакой выгоды от автоматизации или телеметрии. Вы можете просто открыть дверцу в туалете и посмотреть на счетчики. Точно так же я не вижу смысла в каком-нибудь интеллектуальном освещении. Хотя возможно, есть люди, для которых это жизненно важная вещь. Соединить все устройства в единую систему в квартире зачастую сложно и ненужно — просто нет ситуаций, когда это может потребоваться, если только человек не является фанатом автоматизации.
Объективно умный дом востребован там, где есть что-то распределенное, удаленное и энергозатратное. В этом смысле коттеджные поселки — более перспективное направление.
Да. Для юридических лиц в этом есть смысл. Телеметрия развивается и будет развиваться, хоть и не взрывообразно.
С моей точки зрения, макроэкономические проблемы влияют сильнее, чем какие-то отраслевые проблемы или то же самое повышение НДС. В НДС ничего сложного нет — платишь больше налогов и все. Надо как-то под это перестраивать рабочие процессы.
А вот, например, был кризис 2013-2014 года, когда просто некоторые фирмы, которые были нашими абонентами, закрылись. Понятно, что многие люди торговали импортными товарами, им стало невыгодно работать. Но в итоге это влияет на бизнес оператора гораздо больше, чем законодательные инициативы.
Или вот в прошлом году была большая бюджетная дисциплина в стране — государство экономило деньги, минимизировало затраты. Это привело к тому, что было инициировано меньше проектов, меньше людей получили работу и искали квартиру. Все это — более существенные проблемы с моей точки зрения.
На мой взгляд, основная проблема провайдеров в том, что они не хотят объединяться, чтобы доносить наверх свою точку зрения. Я бы мог сколько угодно ругать правительство, но я побывал на «Большой Цифре» и разговаривал с операторами из ассоциации «Ростелесеть», обсуждал разные идеи, как можно взаимодействовать с государством. Для реализации этих идей провайдеры должны прийти к согласию и профинансировать совместный проект. Провайдеры же массово занимают совершенно инфантильную позицию — просто ничего не делают.
Если сами провайдеры не в состоянии отрегулировать свою собственную отрасль, жаловаться на плохое правительство как-то глупо, тем более что даже пожаловаться вместе не получается.