28 июня РН Falcon 9 компании SpaceX потерпела аварию при выводе к Международной Космической Станции грузового корабля Dragon. Эта авария обострила сенатские дискуссии на тему использования российских ракетных двигателей РД-180 в первой ступени американской ракеты-носиеля Atlas V. 30 июня Председатель сенатской комиссии по вооружениям Джон Маккейн заявил, что эта авария никак не повлияет на решения, связанные с отказом от использования российских двигателей РД-180. Российские двигатели РД-180 (модификация используемых на РН «Зенит» РД-170) используется в американской РН Atlas V. Распоряжается пусками этой РН компания United Launch Alliance (совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing), которая с 2006 г. является фактическим монополистом на американском рынке государственных и военных запусков. Но к июню этого года после трехлетних усилий компании SpaceX монополия была разрушена – РН Falcon 9 получила допуск к военным запускам.Таким образом, в распоряжении Военно-воздушных сил США (именно эта структура в США заведует военными запусками) имеются три РН: Atlas V, Delta IV и Falcon 9. Делать ставку только на Falcon заказчик опасается, и недавняя авария только усилила эти опасения. Delta IV – очень дорогая ракета, ULA планирует постепенно отказаться от использования ее легкой модификации (которая совпадает по характеристикам с Atlas V), но альтернативы носителю тяжелого класса Delta IV Heavy пока нет. И в связи с этой ситуацией использвание РН Atlas V становится достаточно принципиальным и для ULA и для ВВС США. Согласно предписанию Сената использование РД-180 должно прекратиться в 2019 г. К этому моменту должен быть разработан и внедрен американский аналог, на что выделены средства. Секретарь ВВС США Дебора Джеймс в феврале этого года на сенатских слушаниях заявляла, что данные сроки нереальны: требуется около шести лет на разработку двигателя и около двух лет на его интеграцию в РН и испытания. Но председатель сенатской комиссии по вооружению Джон МакКейн в ответ заявил, что ВВС зря теряют время: «Россия аннексировала Крым уже более года назад, а USAF до сих пор не представили стратегии получения нового ракетного двигателя.»Президент SpaceX Гвенн Шотвелл считает, что Atlas V нужно исключить из эксплуатации, поскольку Delta IV и Falcon 9 закроют все потребности военных структур в космических запусках. И мотивация этого заявления не стала секретом для игроков американского космического рынка. Допуск к военным запускам – это допуск к миллиардным контрактам, и часть из них SpaceX уже получила. Единственным конкурентом Falcon 9 на этом рынке является Atlas V. Если эта РН будет удалена с рынка, то Falcon 9 займет лидирующее положение, поскольку Delta IV из-за высокой цены конкурентом не является. Еще одним противоречием являются собственные планы ULA по созданию к 2021 г. и нового двигателя и новой РН Vulcan на замену существующим. Но сенаторы требуют замены РД-180 раньше, заявляя, что разговор идет не о замене ракеты, а только о замене двигателя. Компания Aerojet Rocketdyne обещает к 2019 г. разработать двигатель AR1 на замену РД-180, но и ULA и военные очень низко оценивают реальность солюдения этих сроков. К тому же, по словам Президента ULS Тори Бруно замена РД-180 на AR1 обойдется в 200 млн. долларов, поскольку двигатели не идентичны. ULA считает, что для того, чтобы обеспечить все запуски до 2019 года компании нужно 14 двигателей РД-180. Белый Дом утвердил это количество, а Сенат сократил до девяти. В данный момент на этот счет идут переговоры, которые должны закончиться где-то к концу июля. Основной заказчик – ВВС США – высказывает беспокойство: если пройдет версия Сената, то Atlas V уходит с рынка государственных запусков, а ВВС остаются с Falcon 9. И недавняя авария только увеличила это беспокойство. К тому же, ни у ULA, ни у ВВС США нет твердой уверенности, что к 2019 году будет создана замена российскому двигателю.
01 июля 2015 в 04:59
Авария Falcon 9 не отменит запрет на РД-180
Джон Маккейн заявил, что несмотря на аварию РН Falcon 9, произошедшую 28 июня, Сенат не намерен изменять свое отношение к использованию российских ракетных двигателей. Однако, запрет на их использование вызывает беспокойство ВВС США.
Джон Маккейн заявил, что несмотря на аварию РН Falcon 9, произошедшую 28 июня, Сенат не намерен изменять свое отношение к использованию российских ракетных двигателей. Однако, запрет на их использование вызывает беспокойство ВВС США.
Подписка на рассылку
Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий