Некоторые федеральные операторы усиливают давление на региональных игроков рынка платного ТВ за счет активной прокладки собственных сетей, в том числе в рамках программ устранения цифрового неравенства, охватывающих всю страну, указывается в исследовании «Телеспутника». Еще одно направление их экспансии — покупка местных операторов со значительными абонентскими базами. «В результате в ряде регионов на рынке из местных компаний остаются фирмы, работающие в небольших, удаленных от административных центров населенных пунктах, пока не интересных федеральным игрокам. Данная тенденция ярче всего проявляется в Центральном федеральном округе, где федеральные компании действуют особенно активно», — говорится в исследовании.
«Слияния и поглощения в телекоме происходят, причем на самых разных уровнях: “федералы” покупают региональных провайдеров, локальные операторы покупают более мелких, появляются новые компактные телеком-операторы. Мы видим, что динамика этих процессов в последние годы только нарастает», — соглашается с выводами исследования коммерческий директор «Комфортел» (оператор работает в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, — прим. ред.) Михаил Козырев.
Президент ассоциации кабельных операторов «Макател», технический директор оператора «Теле-Маг» (Рязанская обл., — прим. ред.) Алексей Амелькин, наоборот, не видит заметного усиления активности федеральных операторов в регионах. «Все происходит так, как и ранее, но возможно, усиление конкуренции где-то в регионах и имеет место», — говорит он. Обращает на себя внимание только активность компании «УфаНет» в сегменте подключений в секторе частной застройки, добавляет Амелькин.
В ответ местные операторы все чаще объединяются для совместного предоставления услуг. Это позволяет расширить предлагаемый пакет услуг и продолжать работу в условиях неравной конкуренции с общенациональными операторами, отмечается в исследовании «Телеспутника».
«В Ленинградской области операторы, работающие на одной территории, часто договариваются между собой, но это, скорее, для выживания, а не для противостояния с кем-то», — считает генеральный директор «Твип медиа» (оператор из Санкт-Петербурга, — прим. ред.) Александр Чагин.
У «Теле-Мага» есть рамочные соглашения с некоторыми телеканалами и контент-агрегаторами, а также «наработки по закупке оборудования со скидками», говорит Амелькин, уточняя, что эту работу оператор вел всегда.
По словам Михаила Козырева, на региональном уровне все операторы взаимодействуют друг с другом. В то же время он подчеркивает, это взаимодействие носит исключительно корректные формы и не направлено против других участников рынка. «Операторы берут друг у друга каналы связи на взаимовыгодных условиях. Или другие услуги связи, которые предоставляются для конечного пользователя. Потому что никто из операторов не занимается “ковровым” развитием своей сети», — поясняет коммерческий директор «Комфортела».
Члены ассоциации «Макател» всегда делились информацией друг с другом о том, каким образом противостоять конкурентам, констатирует Алексей Амелькин, добавляя, что участники объединения направляют жалобы в госорганы, например, в Федеральную антимонопольную службу.
«Сама ассоциация “Макател” в широком смысле и есть форма координации усилий, в том числе ради противостояния конкурентам: обмен опытом, технической и юридической информацией, юридическая помощь, обмен и продажа б/у оборудования и т. д. Но если говорить о каких-то конкретных совместных акциях, то их пока нет: наши операторы разбросаны по стране и проведение совместных акций проблематично», — поясняет Амелькин. Он подчеркивает, что в течение многих лет усилия ассоциации направлены преимущественно «не против конкурентов, а против государства, которое постоянно усиливает давление на операторов связи». «Именно государство создает нам больше всего проблем», — настаивает президент «Макател».
Именно государство создает нам больше всего проблем
Исполнительный директор сервиса «24ТВ» (предоставляет региональным операторам вещательную OTT-платформу по схеме white label, которую первые предлагают под своим брендом, — прим. ред.) Дмитрий Орехов обращает внимание на то, что региональным игрокам особенно сложно конкурировать с федеральными операторами платного ТВ. «Федеральные компании продвигают уже не просто ТВ-продукт, а набор сервисов, когда пользователю доступны и телевидение, и онлайн-кинотеатр, и система рекомендаций, и много другое. Уровень развития таких продуктов таков, что самостоятельно региональному оператору практически невозможно достичь того же или это экономически не целесообразно», — рассуждает Орехов. По его мнению, это способствует распространению вещательных платформ по партнерской схеме, благодаря которым регионалы могут предлагать ТВ-продукт на уровне федеральных игроков.
Схожую точку зрения высказывает Александр Чагин. Он замечает, что партнерские платформы «помогают местечковым операторам противостоять гигантам» и добавляет, что на конференции и тусовки с участием региональных компаний федеральных стараются не приглашать, поскольку на таких встречах обсуждается координация усилий для противостояния телеком-игрокам национального уровня.
В исследовании «Телеспутника» подчеркивается, что в более удаленных от Москвы регионах локальные игроки испытывают меньшее давление, что позволяет им не только сохранить самостоятельность, но и активно развиваться, расширяя географию присутствия, увеличивая абонентские базы и перечень услуг. Примером таких регионов можно назвать Свердловскую и Челябинскую области.
В ряде регионов (Брянская, Тамбовская области) жители демонстрируют консерватизм в выборе оператора платного ТВ, поддерживая местных игроков и не спеша переходить к федеральным компаниям, несмотря на проводимые ими акции и предлагаемые комплексные тарифы.
Об отношении региональных операторов к проекту запуска третьего эфирного мультиплекса читайте в статье.