Операторы сокращают сети салонов
В третьем квартале 2023 года Tele2 сократит количество салонов связи на 15 %. Розничные магазины оператора работают по франшизе, всего в первом полугодии их насчитывалось 2650. «Закрытие части салонов позволит повысить эффективность работы оставшихся магазинов розничной сети», — сообщили «Телеспутнику» в пресс-службе компании. В итоге сеть Tele2 с октября не досчитается 397 салонов в разных городах России.
В «МегаФоне» изданию рассказали, что не планируют сокращать количество салонов. Оператор придерживается другой стратегии: избавляется от нерентабельных магазинов, но вместо них открывает новые в более выигрышных по трафику локациях. На август 2023 года в России открыто более 4000 салонов «МегаФона», включая магазины поглощенной сети Yota.
«Билайн» отказался отвечать на вопросы о сокращении точек продаж. По данным онлайн-карты, на конец лета по всей России насчитывается 3025 организаций с наименованием оператора. В 2020 году «Билайн» закрыл 627 салонов связи. С тех пор компания скрывает данные об оптимизации розницы.
В пресс-службе «МТС» сослались на финансовую отчетность, опубликованную в августе. Согласно документу, число салонов связи уменьшилось на 11,9 %. Если во втором квартале 2022 года их было 5420, то ко второму кварталу 2023-го этот показатель уменьшился до 4776.
Тренд на уменьшение салонов связи продолжается, поскольку за время пандемии коронавируса значительная часть населения привыкла покупать гаджеты онлайн, полагает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «Если зайти в салон, то можно обратить внимание, что к помощи продавцов прибегают в основном люди в возрасте. Им привычнее общаться с человеком, чем выбирать пункты меню», — рассказал он «Телеспутнику». По наблюдениям эксперта, то же самое сейчас происходит в сетях бытовой и цифровой техники. Фактически торговые площади превращаются в пункты выдачи и демонстрационные стенды.
«Сегодня число магазинов на российском телеком-рынке значительно превышает реальные потребности клиентов. Розничная сеть по-прежнему нужна абонентам, но в гораздо меньшем объеме», — объяснил «Телеспутнику» представитель Tele2.
Франчайзи попадают под расчистку
Собеседники «Телеспутника» заявили, что в России возник избыток салонов связи. Когда-то операторы увеличивали абонентскую базу с помощью «огромной розничной сети», а сейчас вынуждены закрывать ее часть. Причины две: снижение посещаемости и сокращение рынка сим-карт.
Операторы расширяли бизнес с помощью франчайзинга, поэтому под сокращение попали не только собственные салоны компаний, но и бизнес франчайзи (покупатели франшизы, — прим. ред.). В Tele2 подтвердили «Телеспутнику», что вся розничная сеть компании работает по франчайзинговой модели. Остальные операторы придерживаются смешанного формата: часть точек работает по франшизе, часть принадлежит компаниям.
Будущее франчайзинга операторов связи размыто, считают эксперты. Любая точка продаж может попасть под расчистку из-за низкой прибыли и недостаточного трафика. По оценкам гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, в 2021 и 2022 годах операторы закрыли соответственно 15 % и 7 % салонов. Он отметил, что покупка франшизы стала бессмысленной: рынок падает, особых успехов в подключении абонентов и продажах оборудования в салонах связи нет и не будет.
В пресс-службе Tele2 сообщили изданию, что оператору важно адаптировать количество магазинов под реальные потребности бизнеса: «Tele2 подстраивается под объем трафика и обеспечивает необходимую дистрибуцию. Например, по итогам 2022 года он снизился примерно на 40 % к допандемийному периоду, мы сократили сеть дистрибуции чуть более чем на 20 % — порядка 600 точек по стране». Но даже при таких рисках операторы продолжают продавать франшизы. Официально операторы не раскрывают их стоимость, однако информация об этом есть на различных тематических форумах. Например, купить права на открытие магазина под брендом Tele2 можно за 500 тысяч — 1,5 млн рублей, паушальный взнос (единоразовый платеж покупателя франшизы ее владельцу, — прим. ред.) составляет не менее 200 тысяч рублей, роялти — 4 % от ежемесячного дохода.
Оптимизация бизнеса влияет на сотрудников
Как отмечают эксперты, покупатели франшизы несут обязательства по выполнению планов продаж. В случае просадки по показателям они могут получить штраф, а с некоторых пор — попасть в черный список на закрытие. Пресс-служба Tele2 подтвердила «Телеспутнику», что в агентском договоре предусмотрены штрафы для франчайзи. Пресс-служба «МегаФона» отметила, что оператор не использует штрафы, однако в компании действует «гибкая система мотивации, которая позволяет сотруднику увеличить свой доход при выполнении планов и участии в дополнительных мотивационных программах». «Билайн» и «МТС» отказались комментировать данный вопрос.
При этом сотрудники действующих салонов связи констатируют, что дилеры нередко перекладывают штрафы за невыполнение плана продаж на персонал. Кроме того, как утверждают пользователи форума «Правда сотрудников», на фоне оптимизации бизнеса в розничных магазинах нередко практикуется нарушение трудового законодательства. Это частично подтвердил опрос, проведенный редакцией «Телеспутника» среди работников салонов связи. Среди жалоб респондентов, в основном из регионов, были неофициальная зарплата, работа без трудового договора, а также серая премия. Впрочем, явной тенденцией это назвать сложно: среди опрошенных «Телеспутником» было немало сотрудников салонов связи, утверждающих, что получают «белую» зарплату: оклад равен или выше МРОТ, а размер премии зависит от продаж. Значительное количество респондентов — около 50 человек — отказались сообщать о зарплате. Некоторые объяснили это тем, что при устройстве на работу подписали договор о неразглашении.