По словам пресс-секретаря «Вымпелкома» Анны Айбашевой, этот инструмент позволит компаниям-заказчикам понять, что из себя представляют их клиенты: познакомиться с их предпочтениями, уровнем и образом жизни, цитируют «Ведомости». Для этого нужно пройти авторизацию в личном кабинете на сайте «Билайна» и загрузить в специальную форму все телефонные номера клиентов бизнеса заказчика (не менее 300 номеров абонентов «Вымпелкома», при этом алгоритм отфильтрует абонентов других операторов самостоятельно), рассказала Айбашева. После этого алгоритм, пользуясь информацией, которую о своих абонентах аккумулирует «Вымпелком», распределит и охарактеризует клиентуру заказчика по 16 параметрам: полу, возрасту, уровню дохода, интересам, по тому, какими сервисами и приложениями в интернете пользовались абоненты и т. д.
Аналитика по базовым параметрам для заказчиков бесплатна, но в дальнейшем «Вымпелком» планирует расширить категории для аналитики. Платная расширенная версия «Анализа аудитории» для бизнеса появится до конца года. Все эти данные обезличены, поэтому при их обработке противоречий с положениями закона «О персональных данных» не возникает, подчеркнула Анна Айбашева.
Если информация в базе данных, в том числе персональные сведения, получена с согласия физлица и он предоставил согласие на обработку этих данных оператору и предоставление их третьим лицам, то действия «Вымпелкома» не противоречат закону, комментирует партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Даханаго Нагоева.
Доходы операторов от предоставления услуг связи не растут, поэтому они пытаются зарабатывать на других продуктах, рассуждает гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Но у них есть большие объемы данных об абонентах — в ближайшие три года выручка от сервисов на базе big data может расти кратно, поэтому для «Вымпелкома» выход на этот рынок вполне логичен, считает он.
Аналогичные сервисы есть и у других операторов большой четверки. МТС предоставляет услуги исследования аудитории с помощью больших данных с начала 2020 года, рассказал представитель оператора Алексей Меркутов.
Tele2 запустила несколько продуктов для малого и среднего бизнеса на основе аналитики больших данных в 2019-м, заявила представитель компании Ольга Галушина. По ее словам, сервис пользуется популярностью у малого и среднего бизнеса: выручка от его использования росла на 30% месяц к месяцу.
Аналогичный сервис «Мегафона» позволяет оценивать аудиторию в разрезе конкретных локаций. Например, с его помощью можно изучать портрет посетителей парков, торговых и бизнес-центров, культурных и спортивных мероприятий, рассказал представитель оператора.
Ранее сообщалось, что Минкомсвязь отозвала законопроект о регулировании больших данных.