img28 апреля 2021 в 13:58

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

Успешно развивать креативный рынок в цифровом пространстве и защищать права пользователей в нем можно только при всестороннем взаимодействии ведомств, учреждений, профильных сообществ и бизнеса. К такому выводу пришли эксперты пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные в цифре».

Успешно развивать креативный рынок в цифровом пространстве и защищать права пользователей в нем можно только при всестороннем взаимодействии ведомств, учреждений, профильных сообществ и бизнеса. К такому выводу пришли эксперты пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные в цифре».

Дискуссия прошла на полях международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content 26 апреля в Технопарке «Сколково». В планах Минкультуры России — создать единую автоматизированную систему сведений для театров и музеев по примеру ЕАИС Фонда кино.

«Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах показала свою эффективность. У нас возникла идея подобного рода электронной отчетности по музеям и театрам. Мы могли бы вместе с профессиональным сообществом подумать над ее разработкой», — сказала министр культуры РФ Ольга Любимова на пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные «в цифре».

По ее словам, важно обеспечить прозрачность работы учреждений, которая также будет способствовать и защите интеллектуальной собственности. Разработку новой системы ведомство должно обсуждать с учреждениями культуры, профессиональным сообществом и всеми заинтересованными сторонами, включая и бизнес-сообщество.

Повышая доступность легального контента, необходимо не забывать о том, что цифровая трансформация пока что произошла не во всех креативных индустриях. Так, во время пандемии изменения коснулись музейной отрасли, которая в нашей стране традиционно отвечает за популяризацию культурного наследия. Теперь музеи — это не архаичные учреждения, стремящиеся заигрывать с посетителями, а площадки, которые успевают двигаться в ногу со временем. Интересно, что даже камерные музеи сегодня бьются за присутствие «в цифре».

Задолго до появления TikTok успешным креативным бизнесом были телефонные справочники, а теперь о них все забыли, напомнил председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Единовременное развитие индустрий дало понять, что от исчезновения можно уберечь любой креативный контент, если четко определить его правовой статус, а также ослабить нарастающее противоречие между быстро меняющимися способами использования результатов интеллектуальной деятельности в цифровой форме и законодательством.

В обществе постепенно формируется представление о том, что для использования интеллектуальной собственности необходимо разрешение авторов и правообладателей. При этом питательной средой для развития легального контента становятся технологии и законодательство, добавил Игорь Дроздов. По его мнению, в нашей стране есть достаточно качественная законодательная база, а цифровые платформы для защиты, дистрибуции и монетизации контента развиваются на достойном уровне.

Креативные индустрии сочетают в себе творчество и новые технологии. Если убрать одну из этих составляющих, то мы окажемся либо в сфере традиционной культуры, либо исключительно «в цифре». Получается, что эта сфера призвана объединить в себе все самые современные решения. Решить эту задачу поможет Концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки, которую Минкультуры разработало совместно с экспертным сообществом и заинтересованными сторонами и недавно представило на рассмотрение правительству РФ. Как пояснила директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова, это первый документ, регламентирующий терминологию и подходы в области креативных индустрий. Еще в прошлом году у творческого бизнеса не было единого терминологического ряда, из-за чего все путали арт-резиденции с кластерами. 

«Концепция нас объединила, и теперь мы знаем, что к креативным индустриям относится минимум 14 отраслей. После ее принятия наступит второй этап — мы разработаем меры поддержки креативных отраслей и определим принципы межведомственного взаимодействия для развития творческого бизнеса. В этом плане проведение IPQuorum, фиксированного на теме IP в креативных индустриях, является важным этапом развития креативной повестки в России, которая будет масштабирована и углублена в рамках главного для нас события — Российской креативной недели», — пояснила Марина Абрамова.

Также Концепция уделяет большое внимание региональному аспекту развития креативных индустрий, подчеркнула министр культуры республики Татарстан Аирада Аюпова. Во-первых, он призван сформировать среду доверия для творческих предпринимателей. Строго говоря, создать условия абсолютной открытости и прозрачности, при которых креативный бизнес будет замотивирован обращаться за поддержкой к власти. Во-вторых, опираясь на Концепцию, следует системно повышать уважение к результатам интеллектуальной деятельности. Также министр культуры одного из самых инновационных регионов страны призвала активно использовать инструменты защиты интеллектуальных прав, в частности цифровые сервисы депонирования.

Депонирование — это серьезный инструмент обеспечения доказательств на тот случай, когда имеет место спор о праве или его нарушение. По словам президента Ассоциации IPChain, члена правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрея Кричевского, этот инструмент, в частности депонирование объектов IP в сервисе n`RIS, помогает существенно снизить расходы на защиту интеллектуальных прав.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий