img01 мая 2015 в 23:20

Линейное ТВ захватывает Интернет

В отчете, опубликованном в прошлом году, J’son & Partners называет всего одного провайдера платного ТВ, работающего поверх интернет-сетей любых провайдеров, — «Немо ТВ». Сразу заметим, что это не совсем так. В Рунете есть несколько таких сервисов, как запущенных традиционными операторами (ntvplus TV, «Мегафон ТВ», «Забава»), так и независимых («Бонус ТВ», «Диван ТВ» и др.). Однако, кажется, только «Немо» действительно сделал ставку именно на использование старой модели платного ТВ в новой интернет-среде. Остальные игроки рынка чуть более осторожны.

В отчете, опубликованном в прошлом году, J’son & Partners называет всего одного провайдера платного ТВ, работающего поверх интернет-сетей любых провайдеров, — «Немо ТВ». Сразу заметим, что это не совсем так. В Рунете есть несколько таких сервисов, как запущенных традиционными операторами (ntvplus TV, «Мегафон ТВ», «Забава»), так и независимых («Бонус ТВ», «Диван ТВ» и др.). Однако, кажется, только «Немо» действительно сделал ставку именно на использование старой модели платного ТВ в новой интернет-среде. Остальные игроки рынка чуть более осторожны.

Мы не будем обсуждать сервисы, которые запускают операторы платного ТВ, — у них много денег, которые можно потратить на эксперименты, есть контент, который хочется дополнительно продавать, часто есть свои сети доставки. и разговоры о том, что их зрителям нужно смотреть телевидение на любом устройстве и в любой момент, а иначе они уйдут к конкурентам, могли уже подействовать на сознание их маркетологов.

Но независимая компания, запускающая ОТТ ТV, рискует. У ОТТ ТV, по крайней мере на первый взгляд, нет никаких преимуществ по сравнению с традиционным платным ТВ. Как известно, пользователю нужна качественная картинка и определенный набор телеканалов. В ОТТ ТV трудно обеспечить качество, так как оператор не контролирует сеть. В ОТТ ТV очень трудно предоставить хороший набор телеканалов — не все телеканалы готовы к распространению через Интернет, как ни убеждай их, что это так же надежно, как и в традиционных средах. И наконец, хотя в момент запуска ОТТ ТV обходится дешевле, затраты оператора практически линейно растут с каждым абонентом и выигрывать у традиционных операторов по цене не получается. «Немо ТВ» стоит 299 рублей в месяц за 83 телеканала — пакеты Интернет + ТВ традиционных проводных операторов могут оказаться выгоднее. К ОТТ ТV очень просто подключиться, но так же просто и отключиться — операторы ОТТ говорят о сроке жизни платного абонента 3-4 месяца (даные «Амедиатеки»). ОТТ ТV не нужно получать лицензию, но в любой момент государство может ввести регулирование этой сферы.

Так зачем же тогда запускаются все эти ОТТ ТВ-сервисы? На что надеются их владельцы? Мы опросили почти всех игроков рынка и, как нам кажется, нашли несколько ответов.

Вариант первый — ставка на уникальные услуги и эксклюзивность

«Немо ТВ», «Зум ТВ» и «Okko ТВ» — эти сервисы сделали ставку на уникальные платные услуги. «Okko» договорился с несколькими дорогими телеканалами платного ТВ и организовали телевидение для очень занятых и крутых пользователей, которым нужно не то, то показывает наше часто критикуемое федеральное ТВ, а уникальные передачи и фильмы в самом лучшем качестве и в удобное время. Сервис запущен почти год назад, однако, судя по тому, что представители компании отказались рассказывать о результатах этого эксперимента, хвастаться пока нечем.

«Немо ТВ» собирается сделать систему рекомендаций и подбирать для зрителя персональные телеканалы. «Зум ТВ» тоже сделал ставку на рекомендации. Как рассказывает Михаил Бакланов, директор компании, «зрителям мы предлагаем возможность смотреть телевизионные каналы, не тратя время на переключение между ними и поиск интересных передач. Мы используем передовые технологии машинного обучения, чтобы понять зрителя и упорядочить для него передачи таким образом, чтобы включение наиболее интересной занимало минимум времени и действий».

На первый взгляд кажется, что такие дополнительные услуги не могут мотивировать достаточное число зрителей отключиться от традиционного телевидения и начать платить интернет-сервису. Но с другой стороны, кому как не ОТТ-сервисам проводить подобные эксперименты с новыми услугами? Ведь среди всех интернет-пользователей России наверняка найдется больше заинтересованных потребителей, чем среди абонентов какого-то одного оператора. Так что успех возможен, конечно, если предоставляемые услуги для этих малочисленных любителей нетрадиционного (нелинейного) ТВ окажутся удобными. Пока итоги подводить рано — эти сервисы существуют порядка одного года.

Интересный опыт есть у «Диван ТВ». Он вышел на операционную окупаемость в декабре 2014 года. Этот исходно украинский сервис, первым на постсоветском пространстве сделавший ставку на ОТТ TV, в момент запуска в 2008 году рассчитывал на интернет-магазин — возможность в рамках того же сервиса купить какие-то товары и услуги. И успеха это не принесло. Затем компания решила ориентироваться на доставку русскоязычных и украинских телеканалов для всех зрителей во всем мире — для такой рассеянной по миру аудитории ОТТ ТВ подходит лучше всего. «На сервисе «Диван.ТВ» доступно более 75 каналов (для зрителей из России) и коллекция видео по запросу. При этом в каждой из 200 стран мира пользователь может смотреть разный набор каналов, подходящий под его вкусы», — рассказывает пресс-служба. А сейчас «Диван» тоже добавляет персональный сервис-гид и рекомендации.

Ну и отметим, что все вышеперечисленные сервисы сейчас ориентируются прежде всего на Smart TV, то есть просмотр телеканалов на экране телевизора, с одной стороны, и на экосистему, в которой затруднено пиратство, с другой.

Вариант второй — ОТТ ТВ как технологический эксперимент

Компании, которые предоставляют операторам услуги платформ доставки, запускают контентные проекты для получения дополнительного опыта. Среди таких компаний можно отметить «Майкроимпульс» (сервис «Импульс ТВ»), «Синтерру Медиа» («Бонус ТВ» и «Театр Online»), Crystal TV.

«Майкроимпульс», «Синтерра Медиа» и «Кристалл ТВ» — все эти компании активно работают на B2B-рынке, предлагают услуги профессиональной доставки контента через Интернет, разрабатывают соответствующие технологии и размещают точки присутствия. Отсюда был всего один небольшой шаг к запуску платной услуги для конечных пользователей. Михаил Филиппович, генеральный директор Crystal TV: «Основной сферой активности нашей компании является разработка

В2В-платформ по доставке потокового видео. Кроме мобильного ТВ и видео по запросу, это платформы для видеоконференций и звонков, игровых онлайн-сервисов. Данные технологии мы разрабатываем уже более 10 лет. Свой собственный В2С-сервис Crystal TV мы решили запустить в 2010 году как с целью референса наших технологий, так и с целью их «обкатки» и оптимизации на больших нагрузках».

Вариант третий — расчет на доходы от рекламы

У SPB TV давно запущен сервис мобильного ТВ и создана платформа для ОТТ ТВ. «В настоящее время активно развиваем как B2B-, так и B2C-направления. B2C — это наше пользовательское приложение

SPB TV. Мы предлагаем доступ к более чем 250 каналам. А B2B-направление — это ОТТ, IPTV и решения Mobile TV для операторов и владельцев контента», — рассказывает пресс-служба. Поэтому эта компания могла бы быть отнесена к предыдущей категории — ОТТ ТV как площадка для технологических экспериментов. Но на самом деле особенность собственного интернет-вещания этой компании в другом — большая часть телеканалов доступна бесплатно. Компания верит, что будущее ОТТ TV за гибридной моделью, предусматривающей и подписку, и рекламу: прероллы и замену рекламы в интернет-версиях телеканалов.

ViNTERA.TV — тоже пример сервиса, который предполагает зарабатывать на рекламе. Поэтому пока сервис пытается набрать максимальную аудиторию и для этого дает возможность зрителям смотреть телеканалы из сети локального IPTV-провайдера. В момент загрузки телеканала зрителю показываются прероллы.

Похожую схему работы использует и сервис Peers.TV — бесплатные услуги для абонентов, телеканалы IPTV-провайдера, доход от рекламы. «Диван ТВ», тоже помимо подписной модели, использует и рекламную. Правда, как рассказывают представители компании, доход от рекламы в общем бюджете пока составляет менее 1%.

Пока российские рекламодатели не пришли массово в Интернет, о замене рекламы на телеканале речь не идет. Однако ставка на интернет-рекламу, вполне возможно, окажется правильной в далекой перспективе — только что появился прогноз по объему рекламы в ОТТ TV в США, по которому доходы от рекламы в традиционном телевидении падают, а в ОТТ TV растут, и к 2020 году доходы от размещения рекламы в интернет-вещании телеканалов составят 40 мрд долларов — примерно половину от доходов в традиционном ТВ (85 мрд), а объемы будут примерно равными — 5 минут в час.

Заметим также, что все вышеупомянутые сервисы — «Диван», SPB TV, Vintera, Peers — дополнительно предлагают услуги телеканалам по организации доставки, то есть продают телеканалам технологию и свою абонбазу.

Вариант четвертый — уникальные телеканалы

В основном массовый зритель смотрит федеральные телеканалы. ОТТ TV может попробовать подобрать пакет дополнительных телеканалов, которых абоненту не хватает в предложении локального оператора. Эти нишевые телеканалы дополняют услугу видео по запросу, тоже интересную лишь доле пользователей. Такой сервис представляет Megogo TV. Он запущен одним из последних и каких-то особенных фишек пока не ввел.

Таким образом, рецепт успеха, который можно вывести из анализа работы услуг ОТТ TV, это:

• использование всех вариантов монетизации — бесплатные каналы и платные пакеты;

• запуск нишевых услуг, рассчитанных на узкие группы абонентов, которым интересны либо какие-то уникальные телеканалы, либо особенные сервисы;

• дополнительные B2B-сервисы — услуги доставки, платформы и пр.

Ну а конкретный рецепт каждый сервис ищет самостоятельно.

Таблицу со списком имеющихся в Рунете легальных сервисов, распространяющих пакеты телеканалов через Интернет, и интервью с их представителями читайте на сайте  telemultimedia.ru.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий