img
img07 февраля 2022 в 10:39

Эксперты о выборе Mediascope единым измерителем интернет-аудитории

На прошлой неделе Роскомнадзор сообщил о том, что по результатам конкурса единым измерителем интернет-аудитории выбрана компания Mediascope, которая уже считает зрителей телеканалов. Опрошенные «Телеспутником» эксперты утверждают, что интриги в нем не было. Однако, пока открытым остается вопрос об учете мнения отрасли при выработке стандартов соответствующих измерений. Кроме того, участников рынка беспокоит возможность потенциальной коммерциализации ценной информации уполномоченной организацией.

На прошлой неделе Роскомнадзор сообщил о том, что по результатам конкурса единым измерителем интернет-аудитории выбрана компания Mediascope, которая уже считает зрителей телеканалов. Опрошенные «Телеспутником» эксперты утверждают, что интриги в нем не было. Однако, пока открытым остается вопрос об учете мнения отрасли при выработке стандартов соответствующих измерений. Кроме того, участников рынка беспокоит возможность потенциальной коммерциализации ценной информации уполномоченной организацией.

В среду, 2 февраля, комиссия при Роскомнадзоре (далее — РКН) провела отбор уполномоченной организации по исследованию объема интернет-аудитории. По результатам конкурса единым измерителем выбрана компания Mediascope, которая также является телеизмерителем: в конце 2019 года она была отобрана на второй трехлетний срок. Уполномоченная организация будет измерять только те интернет-ресурсы, которые РКН внёс в специальный реестр. По рекомендациям комиссии в него должны войти 79 информационных ресурсов, в том числе 27 аудиовизуальных сервисов, 4 новостных агрегатора, 8 социальных сетей, 26 зарегистрированных средств массовой информации, а также 14 иных информационных ресурсов. Данный перечень не окончательный и может дополняться.

В Mediascope уточнили «Телеспутнику», что для исследования будут использоваться собственные социологические инструменты и математические алгоритмы, которые позволят «оценить аудиторию ресурсов в людях, а не технологических метриках (пользователях, «униках»)», а также составить социально-демографический портрет аудитории измеряемых ресурсов. Все исследования интернет-аудитории компания будет проводить среди населения России в возрасте старше 12 лет.

О том, что результаты конкурса не стали сюрпризом, говорят все собеседники «Телеспутника». Так, директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Сергей Исаков заявил, что «интриги в конкурсе не было», поскольку Mediascope имеет для проведения измерений все необходимые компетенции. «Теперь подождем стандартов измерений. Единый измеритель не может действовать императивно. Ему нужно договариваться с рынком», — считает он.

Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин отметил, что предпосылки к подготовке стандартов измерения интернет-аудитории в диалоге с рынком есть. «Мы неоднократно при посредничестве Минцифры и других госструктур участвовали в переговорах с Mediascope. Думаю, что стандарты будут в конечном итоге вырабатываться совместно», — сказал эксперт.

Основатель и генеральный директор компании «Платформы и решения», основатель и акционер видеосервиса Tvigle, создатель сервиса Start Егор Яковлев также считает, что игроки рынка обязательно должны участвовать в разработке стандартов. «Какими они будут — вопрос сложный, потому что это крайне коммерчески чувствительная информация. Кто даст гарантии, что она не попадёт к конкурентам?», — рассуждает он. Mediascope как коммерческая структура будет нести затраты на проведение соответствующих исследований, которые без коммерциализации их результатов отбить нельзя, добавляет еще один собеседник «Телеспутника».

«Данные, собранные единым измерителем, могут быть коммерчески ценными, соответственно их передача третьей стороне нанесет бизнесу существенный урон», — указывают эксперты.

При этом, по мнению Бырдина, индустрия уже высказала достаточно много опасений: регулятор и уполномоченная организация их слышат и осознают потенциальную реакцию отрасли. «Полагаю, что они должны предпринять шаги, чтобы негативные прогнозы не оправдались», — отметил он. Вместе с тем, эксперт пояснил, что если коммерчески чувствительная информация, вопреки установленным законом ограничениям, выйдет на рынок, игроки могут инициировать различные шаги, вплоть до судебного разбирательства.

Отвечая на вопрос о возможности учета мнения участников рынка при выработке стандартов измерений, заместитель гендиректора измерительной компании MediaHills Дмитрий Колесов (контрольный пакет MediaHills принадлежит Mediascope, — прим. ред.), отметил, что «это возможно». «Стандарты измерений только формируются, поэтому, на мой взгляд, должны быть учтены все интересы», — сказал он.

С момента подписания президентом России Владимиром Путиным закона о едином измерителе, который был инициирован депутатом Госдумы Антоном Горелкиным, он подвергался критике не только со стороны представителей отрасли, но и Минэкономразвития. Так, например, в министерстве выражали опасения, что оценка аудитории с помощью социологических методов, матстатистики, анализа данных и математического моделирования не позволит верифицировать и контролировать проведенные исследования, так как на одном и том же материале могут быть получены разные результаты. Некоторые участники рынка говорили о том, что измерение аудитории в рунете может являться лишь новым инструментом перераспределения рекламных доходов и инициировано в интересах госмедиахолдингов. Об ограничении прав единого измерителя просила и комиссия по связям Российского союза промышленников и предпринимателей, направлявшая в Минцифры соответствующее заявление.

Те, кто выступает «за» измерение аудитории в рунете настаивают, что единый измеритель будет работать в интересах всех игроков отрасли: от потребителей до государства и рекламодателей. Так, по мнению Анны Козляковой, директора по развитию бизнеса TVID Technology, измеритель сможет предложить рынку новые продукты, которые объединят аналитику по телесмотрению и интернет-предпочтениям, а также расширят стандартные возможности ТВ-аналитики. «Можно предположить, что выиграет потребитель, который сможет получить больше информации о предпочтениях аудитории в разных средах», — добавляет генеральный директор группы компаний TDI Group Russia Наталья Орлова.

При этом, проведенный «Телеспутником» осенью прошлого года опрос среди читателей о необходимости появления единого измерителя интернет-аудитории, показал, что 91% считают его «вредным для отрасли», 5% назвали его «спорным», а 4% высказались в его пользу, так как он «стандартизирует рынок».

Свое мнение о едином измерителе в интервью изданию ранее высказывали ведущие игроки индустрии. Ознакомиться с ним можно здесь, здесь и здесь.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий