img17 мая 2021 в 10:55

Как заработал закон о предустановке отечественного ПО на гаджеты

С 1 апреля текущего года вступил в силу закон об обязательной предустановке российского программного обеспечения на продаваемые в стране электронные устройства. Мы попросили экспертов порассуждать о том, как закон заработал на практике.

С 1 апреля текущего года вступил в силу закон об обязательной предустановке российского программного обеспечения на продаваемые в стране электронные устройства. Мы попросили экспертов порассуждать о том, как закон заработал на практике.

Ради роста конкуренции

Генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин объясняет необходимость принятия закона тем, что с его помощью российские регуляторы в области информационных технологий (ИТ) определяют лучший путь развития ИТ-отрасли. Таким способом государство обеспечивает отечественным ИТ-компаниям равный доступ к технологическим возможностям.

Как поясняет Арсений Щельцин, в мире сложилась монополия платформ на установку приложений. Она обусловлена тем, что вендоры не всегда могут влиять на инсталляцию программного обеспечения (ПО) на свои гаджеты, оставаясь зависимыми от владельцев платформ, к примеру, Apple и Google. Софт как вендоров, так и компаний-партнеров, участвующих в дистрибуции гаджетов, устанавливается за счет специальных квот. Арсений Щельцин считает логичным предоставление преференций по предустановке приложений участникам рынка. Он напоминает, что приложение видеосервиса YouTube установлено автоматически на всех гаджетах, работающих под управлением ОС Android, чего нельзя сказать про альтернативные видеосервисы или поисковые системы. Теперь же, благодаря работе ФАС, пользователи вправе выбирать между поисковыми системами Google, Mail.ru и «Яндекса». Возможность предустановки отечественного ПО является честным шагом, настаивает эксперт.

В пояснительной записке к проекту ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» говорится, что законопроект направлен «на обеспечение для российских пользователей сети Интернет и услуг связи возможность использовать приобретаемое оборудование (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией Smart TV) без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ для ЭВМ, ориентированных на работу с российскими пользователями таких устройств». Кроме того, указывается, что законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний и предоставит им правовые механизмы продвижения своих программ и сервисов в области информационных технологий для российских пользователей.

Закон призван стимулировать конкуренцию на рынке, убежден генеральный директор группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин. Он считает, что рынок онлайн-услуг через мобильные приложения сильно перекошен в сторону зарубежных сервисов. «Мобильные приложения таких сервисов, как правило, предустановлены на смартфоны, что гарантирует им пополнение клиентской базы. Задача закона — обеспечить российским компаниям хотя бы шанс на конкуренцию с мировыми», — убежден Дмитрий Завалишин.

Исключить навязывание зарубежного ПО

Но есть и эксперты, которые придерживаются иной точки зрения. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что от закона выиграла, прежде всего, «Яндекс»: ему он позволяет сэкономить на предустановках, ведь теперь софт российской компании автоматически попадает на различные устройства. «Закон был принят с большими изменениями и в результате превратился в закон о предложении российских приложений, потому что нет требований к тому, чтобы программы в памяти устройств были физически, — комментирует Эльдар Муртазин. — То есть в момент первоначальной настройки гаджета достаточно показать на экране диалоговое окно с предложением выбрать приложения, покупатель их не выбирает, окно закрывается и дальше все работает, как обычно. Если же пользователь захочет что-то установить, то устанавливает по желанию». По словам Эльдара Муртазина, европейский опыт показывает, что это не рабочая схема.

Председатель совета директоров компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов убежден в том, что закон направлен на закрепление монополии некоторых крупных российских игроков. «Основного, а именно возможности удалять со своего устройства любого ПО, как отечественного, так и зарубежного, в законе нет. Надо не навязывать отечественное ПО, а исключить навязывание зарубежного ПО», — подчеркивает он.

Уравнять права разработчиков

Руководитель отдела аналитики компании «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев трактует закон как меру поддержки интересов отрасли, подчеркивая, что такие искусственные условия, как требования по предустановке отечественного ПО ставят задачей популяризировать российские разработки и помочь им развиваться, стать более конкурентоспособными. «Отечественные сервисы попадут в поле зрения пользователей гаджетов, а уж пользоваться ими или нет — выбор останется за самими владельцами устройств. Соответственно, если российские приложения оправдают надежды пользователей, то останутся на гаджетах», — полагает он.

Арсений Щельцин отмечает, что в России разработаны собственные аналоги почти всего спектра зарубежных сервисов: почта, навигаторы, поисковые системы, видеохостинги и т. д. Давать возможность выбора пользователю — это нормально, считает он. Арсений Щельцин добавил, что некоторые российские сервисы популярнее иностранных. В этом смысле удобно, когда при первой настройке гаджета пользователь устанавливает то, чем действительно пользуется. Если необходим зарубежный сервис, то российские можно не устанавливать. Он также заметил, что закон не просто поддерживает российских разработчиков, а уравнивает их права на рынке. «Зачастую чтобы преодолеть барьеры российским разработчикам приходится менять юрисдикцию, продавать продукт крупнейшим трансграничным корпорациям. Закон же дает им реальные возможности расти», — настаивает Арсений Щельцин.

Фото: Depositphotos

Алексей Парфентьев согласен с тем, что большая часть приложений, которыми потребители привыкли пользоваться на гаджетах, созданы российскими разработчиками. «Яндекс и Mail.ru успешно конкурируют в удобстве и функциональности своих сервисов с Google. Именно отечественному навигационному ПО отдают предпочтение пользователи. То есть российские разработки действительно во многом закрывают потребности пользователей в основных приложениях и не зря лидируют в перечне Минцифры, который определяет ПО для электронных устройств», — поясняет он. Как подчеркнул Алексей Парфентьев, отечественные разработчики создают сильный софт. По его словам, у любого зарубежного приложения есть удачный российский аналог: соцсети, антивирусное ПО, программы организации конференций и прочее.

«Пока не такая радужная картинка с отечественными программами для работы — офисный пакет, фоторедакторы, но российские разработчики смогут преодолеть и этот разрыв, — уверен Алексей Парфентьев. — Большая проблема в том, что до сих пор нет отечественной операционной системы, которая могла бы заменить иностранные. Без этого системного ПО импортозамещение будет носить формальный характер, ведь прикладное ПО работает на его базе». Впрочем, разработка собственной операционной системы — нетривиальная задача, которую в свое время не решил даже такой гигант, как Huawei, добавил он.

Эльдар Муртазин настаивает на том, что для российских разработчиков это вредный закон, потому что он фиксирует положение крупных компаний, дает им бесплатный доступ к устройствам, но убивает конкуренцию со стороны небольших разработчиков.

Влияние на процесс производства

Как закон отразился на вендорах? Алексей Парфентьев считает, что им пришлось предусмотреть дополнительные бизнес-процессы, например, самостоятельно устанавливать ПО на этапе производства или договариваться о том, чтобы это было сделано в рамках предпродажной подготовки устройств. Даже минимальное изменение процессов отражается на себестоимости, отмечает он.

Алексей Смирнов, наоборот, убежден, что закон на производителях никак не отразится, потому что они добавят пользователю возможность устанавливать соответствующее отечественное ПО. Этого достаточно, считает он.

По мнению Эльдара Муртазина, процесс производства не изменился и не повлек за собой дополнительные затраты.

Дмитрий Завалишин объясняет, что на производителях закон не отразился, потому что он не ухудшил их условий, а пользователюне навязывает чего-либо. По его словам, Apple уже исполняет этот закон: при первоначальной настройке смартфона пользователю предлагается возможность возможность установить несколько российских приложений, которые, к слову, завоевали популярность на рынке. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий