Напомним, в сентябре текущего года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О маркетплейсе», разработанный депутатом от «Справедливой России» Федотом Тумусовым. Документ обязывает владельцев операционных систем разрешать установку альтернативных продуктов и ограничивает комиссию при продаже таких приложений.
Авторы письма считают, что инициатива навязывает условия договора со стороны государства, а это противоречит Конституции и Гражданскому кодексу, сообщает «Коммерсант». «Маркетплейсы и бизнес-практика вокруг них во многом порождение новой цифровой экономики, которую Россия только выстраивает. Резкое изменение сложившихся правил игры может привести к уходу из России крупных мировых игроков, которые не заинтересованы в адаптации своих магазинов приложений и официально поставляемой в Россию продукции к новым требованиям», — говорится в письме.
«Проблема в том, что иностранные маркетплейсы берут поборы с российских IT-компаний, и от этого нужно избавляться. Об этой ситуации я сначала узнал из канала Павла Дурова, а потом проконсультировался с людьми с рынка информационных технологий. Я не специалист, они мне подробно рассказали об этой проблеме, и мы с ними подготовили законопроект», — рассказал изданию Федот Тумусов. По его словам, сейчас документ представляет собой «предварительную концепцию» и будет доработан ко второму чтению.
Эта инициатива выглядит как очередная попытка зарегулировать то, что этого не требует, полагает коммерческий директор MobileUp Александр Маслов.
Исключать, что Apple в результате может уйти с российского рынка, нельзя, считает директор компании 65apps Алексей Чувашов. Тогда, по его мнению, сторонники законопроекта «добьются противоположного эффекта»: часть оставшихся не у дел iOS-специалистов перейдет на работу в западные компании, а компании-разработчики мобильных продуктов вынуждены будут переориентироваться на западный рынок.
Для самих разработчиков вопрос свободы выбора маркетплейса приложений выглядит спорным, добавляет директор по работе с корпоративными клиентами Redmadrobot Дмитрий Панкрушев. «С одной стороны, новые маркетплейсы — это новые каналы дистрибуции, с другой — потенциальные проблемы со стороны серого контента», — поясняет он.
«После принятия закона о предустановке российского софта я уже не удивляюсь ничему. С другой стороны, в целом инициатива верная: мы видим, что в США и Евросоюзе появляются вопросы к обладателям магазинов цифровых приложений, к их цифровой и конкурентной политике», — рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Давить на Apple и Google, чтобы они развивали стороннюю дистрибуцию, действительно нужно, но делать это должна Федеральная антимонопольная служба через механизмы законодательства о защите конкуренции, убежден Казарян.