Приказ также запрещает организациям-нерезидентам оказывать услуги по управлению сетью для объектов критической информационной инфраструктуры. Оператор вправе привлекать иностранную организацию, только если у той есть представительство в России, сообщает «Коммерсант».
Документ раскритиковало Минэкономики, следует из его заключения. Новые требования повлекут материальные и административные издержки операторов связи, предупреждает министерство.
Создание единой точки подключения призвано защитить объекты критической инфраструктуры и персональные данные граждан от возможных злоупотреблений со стороны иностранных компаний, возражает председатель комиссии московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. «Привлечение иностранных организаций к управлению сетями связано с тем, что большая часть софта и оборудования — иностранного производства», — поясняет он.
Новый приказ — переработанная версия проекта, прошедшего общественное обсуждение в сентябре, отмечает источник издания в одном из операторов. По его оценке, основные требования не поменялись и «приведут к сдерживанию внедрения новых технологий и новому росту тарифов». В «Ростелекоме» сообщили, что в новом приказе Минцифры частично учло предложения компании. В Tele2 указанные требования пока находят выполнимыми. В «МегаФоне» считают, что «документ сырой и требует доработок».
Новые требования Минцифры своевременны в контексте стремления к тотальному импортозамещению, считает директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Сергей Андронов: они призваны минимизировать возможность для иностранных компаний менять конфигурацию российских сетей. Требование о наличии представительства, по его мнению, в случае судебного спора позволит решить его на территории России. Но требования могут ударить по операторам связи, признает Андронов. «Сейчас радиоэлектронная промышленность в России переживает не лучшие времена — у нас нет достаточных производственных мощностей и научно-технической базы», — добавил он.
Компании-нерезиденты и так практически не выступают в роли операторов, а вот иностранные обслуживающие организации в этой сфере не редкость, напоминает директор технологической практики KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. В число таких компаний входят Nokia, Ericsson, Huawei и другие. На фоне капиталоемкого внедрения стандарта 5G предложенные изменения могут вынудить сервисные компании развивать бизнес в России, допускает он.
Ранее сообщалось, что Минцифры создаст ситуационный центр для мониторинга инфраструктуры связи и центров обработки данных.