img29 января 2020 в 18:39

Смарт ТВ на CES-2020: больше пикселей и интеллекта

Обсуждая экспозиции вендоров на одной из крупнейших в мире выставок потребительской электроники, CES-2020 в Лас-Вегасе, эксперты сходятся во мнении, что наибольшее число новинок демонстрируют производители смарт ТВ. Принципиально новые технологии в этом году не показали — вместо этого основные игроки сосредоточились на развитии прежних разработок: повышении четкости изображения, внедрении искусственного интеллекта, а также экспериментировали с формфакторами.

Обсуждая экспозиции вендоров на одной из крупнейших в мире выставок потребительской электроники, CES-2020 в Лас-Вегасе, эксперты сходятся во мнении, что наибольшее число новинок демонстрируют производители смарт ТВ. Принципиально новые технологии в этом году не показали — вместо этого основные игроки сосредоточились на развитии прежних разработок: повышении четкости изображения, внедрении искусственного интеллекта, а также экспериментировали с формфакторами.

Демократичные 8К

Сама по себе поддержка разрешения 8К в телевизорах уже не является поводом для обязательного включения в обзор самых примечательных новинок. Такие телевизоры показали не только лидеры рынка смарт ТВ — LG, Samsung, Sony, но и, например, китайский бренд TCL, один из крупнейших производителей ТВ в мире, цены на продукцию которого обычно вполне демократичны. В случае с TCL пока речь идет о единственной модели 8К — флагмане X91 с диагональю 75 дюймов, который, помимо поддержки продвинутых форматов видео и звука (Dolby Vision и Dolby Atmos), сертифицирован на соответствие требованиям IMAX Enhanced (возможность воспроизведения контента со студийным качеством).

Больше ИИ, тоньше рамки

Повышение разрешения до 8К во флагманских моделях телевизоров, показанных на CES, неразрывно связано с другой важной технологией – искусственным интеллектом (ИИ). Так, в модели Samsung Q950TS, которую многие издания включили в списки лучших экспонатов выставки, для обработки изображения используется процессор Quantum AI. Он позволяет масштабировать любой контент до 8К благодаря алгоритмам искусственного интеллекта. Таким образом Samsung отвечает на вопрос, стоит ли покупать 8К-телевизор уже сейчас, когда индустрия еще не в состоянии обеспечить достаточное количество контента даже в 4К? Для продвижения формата 8К компания Samsung договорилась с YouTube о партнерстве при запуске стримингов с максимально возможным на сегодняшний день разрешением. Искусственный интеллект используется и здесь для оптимизации пропускной способности сетей при потоковых трансляциях. Запатентованная Samsung технология AI ScaleNet позволяет сжимать видео у провайдера, восстанавливая его уже в самом устройстве, что позволяет вдвое снизить скорость потока. Вендор называет Q950TS «полностью безрамочным» — отношение площади QLED-матрицы к общей площади фронтальной панели составляет недостижимые до сих пор 99%. При этом толщина корпуса телевизора всего 15 мм.

Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков объясняет выпуск 8К-телевизоров достижением экосистемы сверхвысокой четкости стадии массовости и появлением B- и C-брендов 4K-телевизоров. Тем не менее даже в развитых странах спрос на 8К-модели пока невысок. «Поэтому модельный ряд 8К — это, скорее, демонстрация своих компетенций производителями телевизоров как для бизнес-сообщества, так и для широкой публики», — рассуждает Александр Сурков. Он выделяет три проблемы в этой области, которые решаются медленно: отсутствие или очень высокая стоимость контента 8К, недостаток экономически целесообразных каналов доставки 8К и явного преимущества 8К перед, например, 4К. «Отсюда и необходимость апскейла — просто нет достаточного объема 8К-контента, но можно подогнать под такие размеры существующий 4К-контент. Поэтому технологии апскейла будут всегда впереди», — говорит Александр Сурков. По его мнению, программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта для смарт ТВ будет и дальше совершенствоваться, как минимум благодаря развитию технологии расширенной реальности, а для неискушенного зрителя разница между нативным и искусственным 8К станет снижаться.

Заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «МНИТИ» Константин Быструшкин подчеркивает, что массовый выпуск 8К-панелей в сочетании с технологиями ИИ для апскейла может стать мощным драйвером развития рынка телевизоров даже в отсутствие достаточного объема контента настоящего 8К. Он объясняет это тем, что апскейл изображения 2К и тем более 4К до 8К — значительно более простая техническая задача, чем, например, преобразование изображения 2D в 3D. «Появление мощных многоядерных процессоров позволило применять для преобразования в 8К гораздо более изощренные и тонкие алгоритмы, чем еще несколько лет назад. Использование новейших методов искусственного интеллекта и вовсе способно творить с картинкой чудеса», — отмечает Константин Быструшкин.

В то же время, по мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, увеличение числа телевизоров с 8К и появление новых игроков в этом сегменте пока не говорит о коммерциализации самого формата. Он замечает, что в настоящее время уже немало примеров обработки видео алгоритмами искусственного интеллекта с повышением разрешения, но пока для этого требуется достаточно длительный рендеринг. По мнению главного аналитика РАЭК, пока также остается открытым вопрос, будет ли обеспечиваться качественный апскейл увеличением вычислительной мощности умных телевизоров или обсчетом в облаке?

Проектор подключается… к видеосервису

Еще одна новинка, на которую обратили внимание многие обозреватели, — лазерный ТВ-проектор Epson EF-100 на базе операционной системы Android, разрешение которого далеко от флагманских смарт ТВ — всего 1280×800 пикселей. Зато благодаря компактным размерам его проще разместить в жилом помещении, чем телевизор с большой диагональю, к тому же он дает яркую картинку даже в освещенной комнате. Epson позиционирует устройство как смарт-проектор: он работает на распространенной ОС и позволяет запускать приложения видеосервисов (Disney+, HBO, Hulu, Netflix, YouTube) и таким образом способен конкурировать со смарт ТВ. Карен Казарян прогнозирует, что возможность проецирования изображения на произвольные поверхности может стать фишкой многих вендоров в течение следующих нескольких лет. Он добавляет, что подобные устройства могут объединяться с умными колонками, которые в последние годы демонстрируют самые высокие темпы продаж на рынке потребительской электроники.

Иное мнение у Константина Быструшкина. Он убежден, что в бытовом применении в связи с ростом диагоналей LED-, QLED- и OLED-телевизоров «время проекторов безвозвратно прошло». «Проекторы останутся только в нише премиальных систем домашнего кинотеатра со средними размерами экрана 2-3 метра. Для большего размера оптимальны светодиодные видеостены с шагом пикселя 0,9—1,2 мм», — поясняет замглавы по научной работе МНИТИ.

«Моторизация» телесмотрения

Еще одна отчетливая тенденция — увеличение количества сервоприводов в смарт ТВ, применяемых, например, для отслеживания камерой пользователя в уже упомянутом выше телевизоре TCL X91.

В телевизоре Samsung Sero сервопривод используется для более масштабной задачи — разворота экрана в вертикальной плоскости на 90 градусов. Вертикальная ориентация телевизора, по замыслу его создателей, должна привлечь к нему молодых потребителей, привыкших к соответствующему формату видео из соцсетей на своих смартфонах. Sero оснащен NFC-датчиком, позволяющим одним касанием запустить трансляцию со смартфона на экран, ориентированный необходимым образом.

Константин Быструшкин скептически отзывается о перспективах такого решения, называя его «рекламной фичей с целью привлечь внимание чем-то необычным, но совершенно не нужным большинству владельцев телевизоров». Эксперт считает, что Samsung предложил нишевое решение, актуальное, например, для малогабаритной квартиры-студии, которая в течении дня используется и как столовая, и как кабинет. Однако предпринятые ранее попытки других вендоров выйти на рынок с такими крутящимися телевизорами успеха не имели, напоминает Константин Быструшкин.

С ним солидарен Карен Казарян, охарактеризовавший концепт Sero как «маркетинговый продукт, которых на CES множество». Александр Сурков сомневается в обоснованности самой идеи переноса на большой экран видео из соцсетей, основной принцип которых в том, что их можно смотреть на ходу. «Подавляющая доля контента на больших экранах — это фильмы, сериалы и спорт, даже в списке UHD-каналов эти направления занимают более 50%, еще 20% занимает познавательный контент и видео о природе. Весь этот контент гораздо удобнее смотреть в горизонтальном формате, поскольку так устроено наше восприятие», — замечает глава аналитического центра GS Group. Он расценивает моторизованный телевизор с вертикальным экраном как интересную идею «с очень маленькой нишей и практически ничтожным потенциалом в будущем», однако добавляет, что такой кейс заставляет задаться вопросом: могут ли любительские видео, снятые на смартфон, составить прямую конкуренцию профессиональному контенту?

_________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий