«Умный» дом DREHOME&TV ориентирован в первую очередь на сегмент B2B, в том числе по концепции продаж white label (сотрудничество двух компаний, когда одна производит товар или услугу, а вторая — продает их под своим брендом, — прим. ред.). Продукт востребован у телеком-операторов, девелоперов, управляющих компаний, интеграторов систем безопасности. Но целевая аудитория продукта шире и сложнее. Ее можно охарактеризовать как B2B2С. Потому что с одной стороны мы разработали программно-аппаратный комплекс, который устанавливается или интегрируется в существующую структуру на стороне оператора услуги, а с другой — услуга предоставляется непосредственно на стороне конечного пользователя через центр управления «умными» устройствами (контроллер) и мобильные приложения. При разработке мы старались учитывать интересы как бизнеса, так и потребителей услуги, поэтому решение комплексное, тогда как на рынке большинство предложений носит точечный характер. Как правило, это либо глобальное промышленное решение, далекое от обычного человека, либо просто контроллер и набор датчиков для дома. Несмотря на то, что на рынке много предложений, люди в основной своей массе пока не до конца понимают, зачем им нужен «умный» дом. Но когда его попробуют, то сразу меняют свое отношение. А как донести до человека ценность продукта? Путем его интеграции в существующий спектр услуг, которыми он пользуется. В этом смысле мы видим партнерство с застройщиками и операторами очень перспективным.
ТВ-приставка для полноценной работы нашего решения необязательна. Решение DREHOME&TV представлено в трех вариантах исполнения. В первом варианте оно основано на ТВ-приемнике, такая конфигурация востребована у операторов телевидения, которые могут добавить «умный» дом в качестве дополнительной услуги к своему основному бизнесу. Например, по такому пути идет наш крупнейший партнер — оператор Триколор. Второй вариант — это программное обеспечение с возможностью встраивания в сторонние устройства, например, в беспроводной роутер. Третий вариант — отдельный контроллер, который предназначен сугубо для управления «умным» домом. К контроллерам подключается множество различных датчиков и других периферийных устройств, и их надежная работа не зависит от того, какой вариант исполнения выбран. Они успешно функционируют с любым из них.
Все зависит от конфигурации «умного» дома для оператора услуги, как он сформирует пакетное предложение для своего клиента. При разработке DREHOME&TV мы предусмотрели возможность работы системы на стороне потребителя вообще без доступа к интернету, то есть решение предполагает возможность использования «умного» дома полностью локально. В этом случае абонент не будет получать уведомления о том, что происходит в его доме и не сможет управлять системой в удалении от контроллера. Канал связи нужен для передачи данных от центра управления «умным» домом до сервера. Но и здесь потребление трафика очень экономичное. Большие каналы передачи данных для управления «умным» домом не требуются. Но в скором времени мы планируем добавить к своему решению услугу видеонаблюдения, и это, несомненно, скажется на требованиях к каналу передачи данных, поскольку трансляция видео требует сравнительно широкого канала связи.
Наше решение комплектуется помощником настройки, который позволяет провести первоначальную конфигурацию «умного» дома. Также есть возможность конфигурировать систему заранее, чтобы абонент получил продукт с шаблонами настроек, причем каждый наш партнер может задать шаблоны, ориентируясь на потребности своих пользователей. Кроме того, имеется возможность настраивать сценарии «умного» дома непосредственно на сервере. Это похоже на обучение, когда пользователь может посмотреть конкретный сценарий, примерить его к своей жизненной ситуации, наконец, получить сценарий с сервера и самостоятельно настроить. Мы уделяем много внимания пользовательскому интерфейсу, следим за трендами построения комфортных и современных приложений, поэтому регулярно выпускаем новые версии нашего продукта.
У нас нет задачи выходить на массовый рынок. Наша цель — помогать строить цифровые экосистемы нашим партнерам, которые, в свою очередь, будут работать с массовым рынком. Коробочное решение у нас есть, но мы предпочитаем продвигать его через партнеров. В интернет-магазинах и на полках супермаркетов наши устройства вряд ли появятся.
Как я уже сказал, наш «умный» дом можно встроить в Wi-Fi-роутер или контроллер стороннего производителя. Также мы подготовили SDK (набор средств разработки, — прим. ред.), с помощью которого производитель устройства может превратить его в контроллер «умного» дома, конечно, при выполнении определенных технических требований. Считаю, что мы достаточно открыты к интеграции с устройствами сторонних разработчиков.
Сейчас конкуренция между операторами сохраняет свою остроту и любые дополнительные сервисы, которые есть у провайдера связи, могут повлиять на выбор абонента в его пользу. И чем лучше сервис «умного» дома, чем он дружелюбнее для пользователя, чем больше дает ему возможностей подключать разнообразные устройства и датчики, тем больше шансов у оператора заполучить этих абонентов. При этом решение для «умного» дома может стать одним из вариантов расширения портфеля продуктов и услуг для вендоров, предлагающих высокотехнологичные продукты. В качестве примера приведу наше сотрудничество с одним из ведущих разработчиков и поставщиков IP-домофонов — компанией True IP. Ее основными клиентами являются крупные застройщики — интересный и перспективный для нас сегмент.