Этой осенью на экраны вышла романтическая комедия «Идеальная жена». Чем вам запомнилась работа над этим проектом?
Самое главное для режиссера — процесс съемок. Когда выходишь на съемочную площадку, то важнее этого уже ничего для себя не видишь. Поэтому любой режиссер может рассказать свой фильм в точности до кадра, а их набирается тысячи. Наверное, тот, кто впервые побывал на съемочной площадке, получил бы массу эмоций. На мой же взгляд, в работе над этим проектом ничего неординарного не случилось — все проходило штатно, как и должно всегда происходить в кино.
Вы готовите к выходу документально-игровой полный метр «Исход». Насколько сложно было работать над фильмами разных жанров одновременно?
У меня более двухсот документальных фильмов, и ничего сложного в одновременной работе над разными жанрами я не вижу. Профессиональный режиссер не может выбирать и говорить: знаете, я мастер комедии. Так не бывает, он обязан снимать все, что ему предлагают, или же предоставлять собственные темы во всех жанрах, то есть быть универсалом.
Может быть, стать универсалом помогает опыт?
Нет, на самом деле это называется профессией. Во-первых, переключения происходят в каком-то автоматическом режиме. Во-вторых, мне действительно смешно слушать, когда люди говорят, что могут только это или то. Подобные разговоры разрушают в корне всю теорию профессионализма — здесь ничего сложного нет и быть не должно. Сегодня нужно снимать одно, завтра — совершенно другое, а после — третье.
Кинокомпания «Русские объединенные студии» привлекала инвестиции для рекламного продвижения «Идеальной жены» через краудлендинговую платформу Co-Fi, где удалось собрать 81% из заявленной суммы, и уже появилась заявка на PR-кампанию фильма «Исход». Поделитесь своими впечатлениями о таком новом в киноиндустрии опыте привлечения финансирования.
Я считаю, что тут однозначно заявлять нельзя: «Ой, как классно, давайте теперь будем собирать деньги на наши фильмы!». Сама идея хорошая, но краудлендинг — новый инструмент для рынка кино, и нужно время, чтобы он стал привычным. Наш фильм был фактически первым кинопроектом на платформе, и пока мы лишь завершили раунд финансирования и еще не приступили к возврату инвестиций — говорить о каком-то успехе рано. При этом платформа понимает, что для нашей индустрии не очень подходят продукты с погашением с первого месяца, ведь цикл производств фильмов очень долгий, и у них в планах есть разработка новых инструментов. В любом случае каждый проект должен взвесить свои силы, прежде чем привлекать инвестиции, быть уверенным в продукте, и здесь призыв «Класс, давайте все привлекать инвестиции только так» прозвучал бы странно. Платформа — один из инструментов, который можно рассмотреть в одном ряду с грантами Фонда кино.
Представители киноиндустрии, с которыми общался «Телеспутник», часто сетуют на нехватку кадров. По вашим наблюдениям, каких профессионалов больше всего не хватает индустрии?
Начнем с того, что у нас нет никакой киноиндустрии. У нас есть достаточно большое кинопроизводство. И сейчас в нашей стране делается в разы больше фильмов, чем в Советском Союзе, но это не создает индустрию. Киноиндустрию делают денежные обороты или потоки, которые зарабатываются на картинах, а у нас они практически не окупаются. Если говорить о кинопроизводстве, то кадров полно. Сейчас вообще каждый второй режиссер, каждый первый продюсер, а каждый третий оператор. Людей задействовано большое количество. Я бы даже сказал наоборот — кадры стоит проредить. В данный момент снимается много всего — только в Москве арендуется около 200 крупных площадок, вместимостью от 20 человек и более, под кино и телепроекты, при этом работы на самом деле не так много, как кажется из-за переизбытка кадров. Все давно уже упростилось, и для того, чтобы что-то снять не обязательно, например, брать в аренду или покупать дорогое оборудование.
Киноиндустрию делают денежные обороты или потоки, которые зарабатываются на картинах, а у нас они практически не окупаются
В России очень высокая конкуренция между видеосервисами. Объем контента, который для них производится, только растет. К чему может привести перегретость рынка производства контента?
Отвечу как пользователь видеосервисов. Их действительно много, и это хорошо. Считаю, что будущее кино за онлайном, потому что здесь все гораздо демократичнее, прозрачнее и эффективнее в плане дистрибуции — естественно, и отдачи гораздо больше. Я даже не о деньгах говорю, а о зрительском интересе. Большим кинотеатрам с проекторами, залом и попкорном, как мне думается, жить осталось недолго. И пандемия только поспособствовала их уходу. Да, в Москве останутся пять–десять кинотеатров для каких-то громких премьер и эпатажных показов. Все остальное уйдет в онлайн, и это правильно. Таким образом упрощается процесс взаимодействия между создателями кино и теми, кто этот контент показывает. Конечно, зрители будут ходить в кинотеатры, но при этом не нужно будет содержать сотни залов. Уверен, что уже в следующем году на «Авито» появится большое количество объявлений о продаже кинотеатрального оборудования.
Как вы наверняка слышали, крупные киносети отказались взять в прокат фильм «Елки-8» из-за того, что через две недели запланирована его онлайн-премьера. Киносети считают, что ставка на онлайн не позволит им собрать потенциальную выручку. Поддерживаете ли вы их позицию?
Ну, отказались и отказались. Наверное, есть какие-то внутренние причины. Вся эта шумиха и возня вокруг кинотеатров и онлайн-сервисов вызвана, на мой взгляд, как раз тем, что владельцы киносетей понимают: их время уходит.
Но тут отказ от проката произошел по причине несогласия с «цифровым окном». Каким на ваш взгляд оно должно быть?
Этот вопрос я бы отнес как раз к тому, есть ли у нас индустрия кино. Две недели для проката фильма — это вообще ни о чем. Вспомните чиновников, которые говорят, что кино у нас ничего не приносит. А ведь это происходит по одной причине: фильм, над которым работали один, два либо даже три года, живет на больших экранах только две недели. Но игроки рынка так сделать не могут — все ждут американских фильмов, которые приносят огромные деньги. К сожалению, такова мировая система торгашей, которые продают американское кино. Отсюда и возникает решение: две недели в прокате и после этого сразу в онлайн. А что еще остается делать людям, которые сделали фильм и за две недели проката ничего не собрали просто потому, что его показывали два сеанса, причем один в девять утра, а другой — в два часа ночи? Только идти на вынужденную меру — уходить в онлайн. К сожалению, наш прокат поддерживает кого угодно, только не своих.
Насколько серьезный урон пандемия нанесла российскому кино?
В этом году на кинопроизводство выделено гораздо меньше грантов, нежели было до пандемии. Убыток? Думаю, да. На кинопрокат пандемия повлияла чудовищным образом — кинотеатры были попросту закрыты.
Вы пробовали себя в документальном и историческом жанрах, в драмах, в комедии. В каких еще жанрах вы хотели бы себя попробовать, а какие считаете неподходящими для себя как режиссера?
Тут зависит не от моих желаний, а от бюджетов. Сейчас у меня есть наработки на авиационную тематику. Но съемки фильмов про авиацию очень дорогие, потому что нужны самолеты, стройка и так далее. С удовольствием снял бы фильм-катастрофу, но в принципе взялся бы за любой жанр.