img16 июня 2022 в 17:40

Антон Горелкин о рекомендательных алгоритмах: «Регулированию должна подвергнуться сама технология, а не конкретные виды сервисов»

Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказал корреспонденту «Телеспутника» Виктории Егоровой о том, на каком этапе находится обсуждение с отраслью законопроекта о рекомендательных алгоритмах, выводе таргетированной рекламы из регулирования, зачем в него решили включить аудиовизуальные сервисы, а также пояснил, почему считает законопроект «гибким и вегетарианским».

Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказал корреспонденту «Телеспутника» Виктории Егоровой о том, на каком этапе находится обсуждение с отраслью законопроекта о рекомендательных алгоритмах, выводе таргетированной рекламы из регулирования, зачем в него решили включить аудиовизуальные сервисы, а также пояснил, почему считает законопроект «гибким и вегетарианским».

Расскажите, предполагает ли законопроект о рекомендательных алгоритмах включение в него АВС? Зачем в регулирование включаются АВС, чем это мотивировано?  

Безусловно, да, предполагает. Мы размышляли, как эффективнее регулировать эту историю. И пришли к выводу, что регулированию должна подвергнуться сама технология, а не конкретные виды сервисов, как год назад это обсуждалось: взять только видеохостинги и социальные сети, поскольку они оказывают наибольшее политическое и общественное влияние на пользователя. Тем более, в последнее время мы видим конвергенцию. Сегодня это АВС, завтра к этому АВСу «прикрутят» еще какой-то функционал.

Если это так, то получается, что те же АВС понесут значительные финансовые потери из-за того, что на базе рекомендательных алгоритмов работает, в частности, таргетированная реклама?

Думаю, что нет. Мы провели закрытую встречу с бизнесом и ждем завтра, это случайное совпадение, в последний день форума (ПМЭФ-2022 — прим. ред.), проработанных предложений от бизнеса по модификации законопроекта. Они знают, как он будет работать, и мы услышали их предложения.

Так, например, они хотят каким-то образом вывести таргетированную рекламу из регулирования, и мы в этом их поддерживаем. Таргетированная реклама — это такая «священная корова» для бизнеса. Мы это понимаем и, собственно, в это лезть не планируем. Но мы исходим из того, что право на свободный поиск информации — это незыблемое право, цифровое право, и здесь рекомендательная технология должна быть подвергнута регулированию. Она должна стать прозрачной: нужно простым человеческим языком в пользовательском соглашении разъяснить пользователю, как это работает, почему он получает вот эту информацию, конкретно этот продукт. Также мы исходим из того, что у пользователя должна быть возможность полного или частичного отключения рекомендательного сервиса.

Если рассматривать взаимодействие в интернете, как сделку между пользователями и платформами, то сегодня, на наш взгляд, эта сделка не равноправна. Мы должны уравнять взаимодействие платформ и пользователей. Если ваш алгоритм работает и реально помогает пользователям, значит, пользователи будут им пользоваться. Собственно, мы исходим из этого.

Изначально платформы не предлагали никакого выбора, кроме алгоритмического. Не так давно стали появляться варианты, помимо алгоритмического выбора, хронологический или по релевантности. Я считаю, что это право нужно закрепить законодательно. Повторюсь, у пользователя должен быть выбор. И чтобы компаниям было легче и понятнее, формулировка в законе звучит как «полное или частичное отключение алгоритма».

А как, в целом, на законопроект отреагировала отрасль?

Отрасль не оспаривает право пользователя на знания, на прозрачность алгоритма. Делать, как в Китае, мы не планируем, и не будем запрашивать исходный код, влезать в механику работы движка. И компании в целом согласны, что пользователи должны это знать, здесь у нас нет с ними разночтений. Мы ждем от них предложений.

Мы считаем что законопроект не потребует финансовых затрат компаний, будет равен для исполнения для всех российских и иностранных компаний, которые хотят цивилизованно присутствовать на рынке и что-то на рынке зарабатывать.

Мы намеренно не вводим штрафов, то есть административную ответственность мы не вводим. Законопроект очень гибкий и мягкий. Мы хотим, чтобы платформы, по сути, попытались отрегулировать эту историю в таком творческо-свободном ключе. Мы хотим понаблюдать, как это работает. Роскомнадзор также будет наблюдать, как это работает. Тем не менее, у пользователя будет возможность жаловаться на работу рекомендательного сервиса.

Роскомнадзор эти жалобы будет рассматривать, и взаимодействовать с компаниями, устранять их. Но какой-то особенной административной ответственности пока никакой не вводиться. Законопроект, на мой взгляд, очень вегетарианский, гибкий, цивилизованный и понятный для компаний. Я думаю, что мы урегулируем наши разногласия в ближайшее время. В пятницу они должны прислать нам свои окончательные предложения, проработанные и, надеюсь, мы выйдем на итоговый вариант в концу следующей недели. Уверен, что понимание будет достигнуто и, как видите, мы ответственно относимся к этому, и без взаимодействия с индустрией мы этот законопроект не вносим.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий