img28 февраля 2022 в 15:50

Владимир Трунов, Триколор: «Мы привыкли действовать на опережение и прогнозировать риски заранее»

За последнее время индустрию медиателекома коснулось сразу несколько резонансных законопроектов и инициатив, вызвавших неоднозначную реакцию у игроков рынка. Директор по работе с органами государственной власти Триколора Владимир Трунов в разговоре с главным редактором «Телеспутника» Марией Кузнецовой рассказал о том, как закон о едином измерителе может навредить гармоничной среде АВС, возможных рисках передачи конфиденциальной информации оператором рекламных данных, необходимости наличия прозрачных критериев отбора, а также прогнозах развития рынка в этом году.

За последнее время индустрию медиателекома коснулось сразу несколько резонансных законопроектов и инициатив, вызвавших неоднозначную реакцию у игроков рынка. Директор по работе с органами государственной власти Триколора Владимир Трунов в разговоре с главным редактором «Телеспутника» Марией Кузнецовой рассказал о том, как закон о едином измерителе может навредить гармоничной среде АВС, возможных рисках передачи конфиденциальной информации оператором рекламных данных, необходимости наличия прозрачных критериев отбора, а также прогнозах развития рынка в этом году.
В начале февраля Роскомнадзор объявил о выборе компании Mediascope единым измерителем интернет-аудитории. Ранее Триколор, наряду с телеком-операторами и владельцами онлайн-кинотеатров, выступал с критикой порядка его работы. Что именно вызывает беспокойство?

С развитием интернета в нашей стране большая часть аудитории перекочевала из традиционных медиа в онлайн, уводя с собой крупных рекламодателей и, соответственно, рекламные бюджеты. Понятно, что у государства появилось желание сделать этот рынок более прозрачным. Отчасти, это интересно и самим участникам рынка. Но надо понимать тонкую грань. Когда мы говорим об «опрозрачивании», мы подразумеваем общие вещи, например, совокупный объем аудитории, которая смотрит кино в интернете. Триколор, как и многих других владельцев онлайн-кинотеатров, беспокоит потенциальная возможность коммерциализации единым измерителем коммерчески чувствительной информации на основе собранных данных и последующее ее получение конкурентами. Иными словами, уполномоченная организация, коей была выбрана коммерческая компания, будет бесплатно получать доступ к большому объему ценной информации, после чего будет иметь возможность коммерциализировать ее, покрывая возможные собственные затраты на проведение исследований в интересах государства. Мы по-прежнему считаем такой сценарий недопустимым.

Но ведь по закону уполномоченной организации запрещено куда бы то ни было, кроме органов государственной власти, передавать эти данные.

Это действительно так. Но в законе и в подзаконных актах не прописан запрет на продажу результатов исследований, полученных на основе анализа данных. Учитывая, что они могут быть проведены относительно конкретной площадки, а затем – переданы или проданы конкурентам, мы считаем, что это может навредить сложившейся гармоничной среде рынка АВС. Именно поэтому Триколор, наряду с другими игроками рынка, последовательно выступает за введение режима конфиденциальности в отношении исследований, проводимых в разрезе конкретных площадок. Мы долго дискутировали на эту тему с регулятором. В какой-то момент нас слышали, в какой-то момент нам приходилось говорить чуть громче.

Вместе с тем, мы понимаем, что законом для АВС не запрещается вводить режим конфиденциальности в отношении результатов исследований. Этого сейчас также не прописано в документах. После 1 марта мы поймём, столкнемся ли мы с такими рисками или же это чрезмерные опасения отрасли. Будем отслеживать правоприменительную практику.

Мы привыкли действовать на опережение и прогнозировать риски заранее. Надеемся, что диалог с регулятором продолжится, и он будет слышать отрасль, как и ранее.

Летом 2021 г президентом страны Владимиром Путиным был подписан закон о единой системе учета рекламы в интернете. Как вы оцениваете влияние этого закона на медиарынок?

На данный момент существует только текст закона, который вступит в силу в сентябре 2022 года. Сейчас идет разработка подзаконной базы, и мы, в свою очередь, находимся в постоянном диалоге с Минцифры России и Роскомнадзором по этому вопросу. Если внимательно изучить текст закона, мы увидим, что в процессе передачи данных о рекламе все участники рекламного рынка будут взаимодействовать с неким посредником – оператором рекламных данных. Уже сейчас мы понимаем, что на статус такого оператора могут претендовать не одна, а сразу несколько структур. Не исключаю, что в получении такого статуса могут быть заинтересованы крупные компании и организации, чей бизнес тесно связан с рекламой в интернете. Операторы рекламных данных будут находиться в плотной связке между системой учета рекламы и данными, которые в эту систему будут передавать участники рекламного рынка.

Безусловно, мы понимаем задачи государства в части повышения прозрачности рекламного рынка, мониторинга финансовых активов, которые вращаются на нем. У Триколора и других отраслевых игроков не вызывает никаких вопросов и опасений необходимость передачи таких сведений регулятору, налоговой службе или ФАС РФ. Беспокойство связано с потенциальной возможностью доступа к этой информации частных компаний, которые являются лицами заинтересованными, и вполне могут претендовать на статус того самого оператора рекламных данных. Эта ситуация аналогична той, что происходит с единым измерителем интернет-аудитории. Мы понимаем, что, обладая такими сведениями, можно сильно перекроить рынок рекламы в интернете в определенных целях.

Важно понимать, что на оператора рекламных данных ляжет серьезная нагрузка, связанная со сбором, хранением, передачей и обработкой данных о рекламе в интернете. Есть гипотеза, что оператор понесет довольно много затрат на модернизацию и развитие необходимой инфраструктуры. Сегодня ни в законе, ни в проектах подзаконных актов ничего не сказано о том, за чей счет будет финансироваться работа операторов рекламных данных – как минимум, им нужно будет покрывать свои затраты, о которых я упомянул ранее. И если финансирования из государственного бюджета не предусмотрено, то здесь мы видим два возможных негативных для бизнеса сценария: нам либо предложат оплачивать работу операторов, либо же операторам позволят монетизировать информацию, которую им будет обязан передавать рекламный рынок и к которой они будут получать бесплатный по закону доступ.

В последние месяцы мы давали много замечаний и предложений к текстам разрабатываемых сейчас нормативно-правовых актов. Знаю, что сейчас РКН ведет доработку документов на их основе. Мы надеемся, что вскоре увидим обновленную редакцию и сможем понять, были ли учтены наши предложения и сняты ли опасения, которые были высказаны в диалоге с регулятором.

Фото: Depositphotos
Поговорим об обязательной предустановке отечественных приложений. Почему это вызывает недовольство у некоторых представителей отрасли?

В настоящее время количество позиций в списке для предустановки ограничено десятью. При этом, уже во второй раз в нем оказываются одни и те же АВС: это онлайн-сервисы, которыми владеют крупные федеральные компании, или компании с государственным участием, или онлайн-кинотеатры, которые и без данной меры поддержки занимают доминирующее положение на рынке. хотя самой концепцией обязательной предустановки как мерой поддержки предполагается, в первую очередь, поддержка молодых и активно развивающихся сервисов.

Ведется ли по этому вопросу диалог между Триколором и регулятором?

Безусловно, Триколор совместно с крупнейшими российскими операторами связи работает в этом направлении. Однако, даже если будет принято решение о расширении перечня программ, мы не питаем иллюзий относительно того, что он кардинальным образом поменяется. Если предположить, что перечень увеличится на несколько позиций, встает вопрос в отношении критериев и процедуры отбора. Сейчас по нашему классу программ никаких критериев, кроме нахождения в реестре АВС, не прописано. Единственное – это отсечка по объему аудитории, начинающаяся от 100 тыс. пользователей. Других требований и критериев в регулировании нет. Не определены понятные и прозрачные правила – в такой ситуации невозможно понять, на основании чего и каким образом принимаются решения. Подчеркну, что мы неоднократно приглашали регулятора к обсуждению данного вопроса, к совместной разработке критериев отбора ПО и формирования перечня, учитывающей как интересы государства, так и частного бизнеса.

Планирует ли Триколор подавать заявку на включение в этот список?

Да, и это будет наша третья попытка. Новый список появится к началу августа, а подать заявку необходимо до 1 апреля. Что будет происходить в течение этих месяцев в период рассмотрения - мы понимаем очень условно. Равно как и то, как и кем это будет оцениваться. Без понимания четких правил игры сложно начинать в нее играть.

С 1 октября вступил в силу закон о бесплатной трансляции 20 обязательных телеканалов в интернете, который активно продвигали ведущие медиахолдинги. Начал ли он фактически действовать?

Он заработает с 1 марта. Для нас ключевым является подзаконный акт, утверждающий требования к ПО и прописывающий процедуру прохождения проверки этого ПО в Роскомнадзоре. Триколор рассматривал и продолжает рассматривать возможность трансляции телеканалов через свое собственное ПО.

Все ли необходимые разъяснения получены представителями отрасли от уполномоченного госоргана? Остались ли в законе «белые пятна»?

Они касаются процедуры прохождения проверки ПО, которая займет, по нашим оценкам, около 4 месяцев, если измерять в рабочих днях. Вместе с тем, пока что открытым остается вопрос об уполномоченной организации. Ранее мы предполагали, что она будет выбрана до 1 марта, но этого не произошло и, по нашим прогнозам, точно не произойдет раньше конца марта.. Затем начнется процедура проверки нашего ПО, которая может занять не один месяц. Как в течение всего этого срока планируется урегулировать вопрос трансляции мультиплексов – вопрос пока что открытый. Мы со своей стороны надеемся, что будет переходный период и он будет безболезненным как для пользователей АВС, так и для всех остальных участников этого процесса. Ведь, в конечном счете, самое главное для нас – это наши клиенты, которые не должны почувствовать на себе сложности из-за вступления или невступления в силу документов и незавершенных в срок процедур.

Люди должны иметь доступ к телесмотрению в любом случае.

Поговорим о перечне социально значимых сайтов. Может ли в него попасть Триколор?

В какой-то момент мы рассматривали возможность подачи заявки на включение в него клиентской части нашего ресурса. Речь идет о той части сайта, которая не связана с рекламой и трансляцией контента: о личном кабинете пользователя, через который он оплачивает услуги, продлевает подписку, получает информацию о замене оборудования и так далее. Это было бы очень полезно для наших клиентов, количество которых составляет более 12 млн домохозяйств. Однако, с учетом последних изменений в регулировании, мы подумали: «Не в этот раз». Возможно, в будущем мы вернемся к этой идее.

Каковы ваши прогнозы развитие рынка в этом году?

В наши дни сложно давать какие-то прогнозы: за последнее время горизонт планирования сузился буквально до кварталов. Хотелось бы, чтобы этот год был более благоприятным для всех с точки зрения развития клиентской базы и повышения выручки. Очевидно, что отрасль будет внимательно анализировать практику правоприменения уже вступившего или вступающего в ближайшее время законодательства – за прошедший год было принято несколько масштабных документов, существенно перестраивающих принципы работы рынка АВС. Очень хочется понимать планы государства в отношении нашей сферы хотя бы на горизонте нескольких лет – возможно, в таком случае мы могли бы гораздо быстрее понять, в каких вопросах наше взаимодействие может быть наиболее эффективным.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий