Да, произошел. Это связано не только с повышенными мерами поддержки для ИТ-отрасли, но и с тем, что формируется серьезный запрос от бизнеса на качественно подготовленных специалистов. Прежде всего рынку нужны специалисты в сфере ИТ — разработчики, программисты. Несмотря на то, что на данный момент сузился круг социальных сетей, с которыми мы работаем, им необходимы интернет-маркетологи. Понятно, что рынок труда подвижен. Однако в общей картине названные мною области остаются востребованными.
В последнее время у нас идет активный спрос на обучение передовым цифровым технологиям со стороны людей, которые уже являются состоявшимися профессионалами в какой-то сфере. Мы помогаем им обучаться для повышения своих доходов. Делаем это не самостоятельно, так как Университет 2035 — не классический вуз, а скорее, доверенное цифровое пространство взаимодействия разных субъектов рынка труда и образования: работника, работодателя, образовательной организации, ученых и государства, которое заинтересовано в том, чтобы компетенции людей в конечном итоге были инвестированы в экономику.
Еще мы видим спрос на новые профессии. Например, обретает популярность такая профессия, как образовательный брокер — это человек, который формирует образовательную траекторию обучающегося, исходя из запросов рынка.
С учетом сложившейся экономической и геополитической ситуации на рынке высвобождаются многие ниши, начиная от химии и заканчивая энергетикой. Нам нужны новые решения и реверсивный инжиниринг, чтобы понять, как работало то, что поставлялось из-за рубежа. Видим интерес населения к таким тяжеловесным и наукоемким направлениям. Однако пока они не так популярны, как, к примеру, та же самая «цифра», информационные технологии, программирование. Я думаю, что этот интерес вырастет в ближайшее время, так как нам необходимы технологи, инженеры, химики.
За последние два года мы сильно приблизились к этому. Коллектив проделал много работы по интеграции новых методов и инструментов в традиционную систему образования. Например, если в 2018 году Университет 2035 провел проектно-образовательный интенсив только с одним вузом — это был Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, — то весной этого года — уже более чем с сотней университетов. Суть интенсива в том, что мы приходим со своими методиками в вуз, помогаем ему интегрировать проектную деятельность в основной образовательный процесс, и за несколько месяцев студент, который участвует в данной программе, получает практико-ориентированных навыки, работает над задачами индустриальных партнеров.
Такой интерес со стороны вузов подтверждает востребованность нашего формата. Они видят в нем ценность для себя, что повышает качество образовательного процесса. В этом плане отторжение к нашей системе действительно снизилось.
На самом деле оценки по этому вопросу разнятся, потому что кто-то говорит о нехватке 500 тыс. айтишников, кто-то — о миллионе, а кто-то вообще заявляет: «Да вы что, сейчас все программисты, которые уехали после февральских событий, вернутся, потому что у них закончилась 90-дневная шенгенская виза!». По этой причине статистика плавающая. Но в целом, если посмотреть на рынок труда, то запрос на ИТ-специалистов колоссальный. Это сотни тысяч вакансий.
У нас есть несколько совместных инициатив с Минцифры. Например, работа с детьми. Начиная с прошлого года в стране действует федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Одно из двух больших мероприятий в рамках проекта — обучение школьников. Государство создает в вузах цифровые кафедры, в которых студенты могут параллельно получить дополнительное профессиональное образование в сфере ИТ, даже если учатся не в айтишной сфере. В этом проекте Университет 2035 является оператором по обучению школьников с 8 по 11 класс современным языкам программирования. В ближайшие 3 года мы должны обучить больше 200 тыс. школьников. Цифра с одной стороны большая, а с другой — не очень, потому что в целом в стране школьников этой категории насчитывается чуть больше 4 млн человек. Конечно, мы будем собирать обратную связь от учащихся, родителей, но на текущем этапе это уже серьезная государственная инвестиция в то, чтобы школьники смогли бесплатно получить знания в сфере языков программирования. Поступая в колледж, университет, выходя на рынок труда, они уже будут обладать компетенциями, которыми сейчас обладает не каждый студент. Это тоже очень серьезный задел на будущее.
На «Архипелаге» в рамках деловой программы и образовательных мероприятий коллеги прорабатывали инструменты по работе с насыщением рынка труда качественными кадрами. Здесь работали команды университетов, они увезли отсюда новые наработки, инструменты качественной подготовки кадров, которые смогут интегрировать в образовательные процессы. Представители регионов смогли понять, какие инструменты совместно с учебными заведениями и работодателями можно интегрировать в практики, чтобы увеличить количество компетентных специалистов. А самое главное — участники уезжают с мероприятия с понимаем того, что важной формой работы по подготовке кадров является использование сетевых форматов.
На «Архипелаге» представители регионов общались друг с другом, вырабатывали те или иные задачи, проекты, совместные инициативы. Например, мы работали над проектом «Сетевой университет фундаментальной науки и технологий» (его задача — обучение ученых и инженеров для решения задач по развитию нового технологического уклада, — прим. ред.). Несколько регионов и университетов работают в этом консорциуме, чтобы, скажем, у студента НИЯУ МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», — прим. ред.), который работает, живет и учится в Москве, была бы возможность съездить в Дубну в Объединенный институт ядерных исследований и провести там какое-то время, обучаясь, работая непосредственно на оборудовании, доступа к которому в МИФИ нет. Этот формат сетевых программ нужно оформлять не просто как какую-то практику или факультативную деятельность, а отдельно фиксировать в документе об образовании и включать его в цифровое портфолио, с которым работает Университет 2035. Такую инициативу на «Архипелаге» мы тоже прорабатывали, потому что важно вовлекать граждан в периметр технологий, удерживать их в нем, давать возможность развиваться в этой сфере. России нужны специалисты, которые будут создавать новые решения, чтобы насыщать растущую экономику страны продуктами, сервисами и услугами.
России нужны специалисты, которые будут создавать новые решения, чтобы насыщать растущую экономику страны продуктами, сервисами и услугами
Мы работаем над этим проектом с самого первого дня жизнедеятельности Университета 2035. Он называется «Российская образовательная платформа». Для нас очень важен данный проект, так как в первую очередь наш университет — это цифровое пространство для развития человека. После февральских событий наши партнеры заявили, что с уходом Coursera (поставщик открытых онлайн-курсов, — прим. ред.) с российского рынка они потеряли достаточно серьезную часть собственных бизнес-процессов, потому что замены этому решению практически нет. Над этим сразу же начали работать несколько разных групп и Университет 2035, другие субъекты рынка цифрового образования. Я думаю, что в результате этой работы родятся качественные системные решения.
«Российская образовательная платформа» позволит отечественным университетам, начиная с осени, предоставить студентам доступ к передовому образовательному контенту. С ее помощью мы построим систему образования, при которой человек во время обучения получит возможность применить полученные знания и навыки в профессиональной деятельности, попробовать разные типы деятельности, начиная от исследовательской и заканчивая предпринимательской или работой по найму. Таким образом он сможет понять, что ему подходит, а что нет.
Также на «Архипелаге» мы получили много интересных запросов от коммерческого сектора. Выяснилось, что отдельные модули на «Российской образовательной платформе» интересны еще и работодателям для обучения собственных работников.
Наш университет может быть полезен бизнесу в первую очередь доступом к людям и поиску качественных кандидатов. С другой стороны, у нас есть собственные наработки и продукты, например, в сфере «цифры» и HR, которые могут помочь рекрутерам, кадровикам в их повседневной работе.
Бизнесу также важно получать доступ к достоверной и максимально прозрачной информации о стартапах и командах, которые можно использовать для улучшения собственных образовательных процессов. Мы регулярно пополняем эту базу через «Архипелаги» и проектно-образовательные интенсивы. Через нее любая компания может найти те или иные решения. Более того, они это делают уже сейчас, в частности, на «Архипелаге». У нас даже есть биржа запросов от корпораций по поиску специалистов в области логистики, беспилотных летательных аппаратов, обработки нефти. Периодически я ловлю себя на мысли, что наша платформа — это цифровое пространство жизнедеятельности, в котором постоянно что-то происходит. Мне кажется, что мы еще сами до конца не осознали, во что в конечном итоге «Российская образовательная платформа» может превратиться.