img29 августа 2022 в 11:40

Нина Яныкина, Университет 2035: «Нам нужны новые решения и реверсивный инжиниринг»

Что делать с дефицитом ИТ-кадров? Пошли ли россияне учиться на программистов после принятых мер поддержки в отношении ИТ-отрасли? Есть ли замена ушедшим с отечественного рынка агрегаторам онлайн-курсов? На эти и другие вопросы редактору «Телеспутника» Виктории Егоровой ответила ректор Университета 2035 Нина Яныкина в кулуарах проектно-образовательного интенсива «Архипелаг – 2022».

Что делать с дефицитом ИТ-кадров? Пошли ли россияне учиться на программистов после принятых мер поддержки в отношении ИТ-отрасли? Есть ли замена ушедшим с отечественного рынка агрегаторам онлайн-курсов? На эти и другие вопросы редактору «Телеспутника» Виктории Егоровой ответила ректор Университета 2035 Нина Яныкина в кулуарах проектно-образовательного интенсива «Архипелаг – 2022».
Произошел ли у вас всплеск заявок на обучение после принятых мер поддержки в отношении ИТ-отрасли?

Да, произошел. Это связано не только с повышенными мерами поддержки для ИТ-отрасли, но и с тем, что формируется серьезный запрос от бизнеса на качественно подготовленных специалистов. Прежде всего рынку нужны специалисты в сфере ИТ — разработчики, программисты. Несмотря на то, что на данный момент сузился круг социальных сетей, с которыми мы работаем, им необходимы интернет-маркетологи. Понятно, что рынок труда подвижен. Однако в общей картине названные мною области остаются востребованными.

В последнее время у нас идет активный спрос на обучение передовым цифровым технологиям со стороны людей, которые уже являются состоявшимися профессионалами в какой-то сфере. Мы помогаем им обучаться для повышения своих доходов. Делаем это не самостоятельно, так как Университет 2035 — не классический вуз, а скорее, доверенное цифровое пространство взаимодействия разных субъектов рынка труда и образования: работника, работодателя, образовательной организации, ученых и государства, которое заинтересовано в том, чтобы компетенции людей в конечном итоге были инвестированы в экономику. 

Еще мы видим спрос на новые профессии. Например, обретает популярность такая профессия, как образовательный брокер — это человек, который формирует образовательную траекторию обучающегося, исходя из запросов рынка.

С учетом сложившейся экономической и геополитической ситуации на рынке высвобождаются многие ниши, начиная от химии и заканчивая энергетикой. Нам нужны новые решения и реверсивный инжиниринг, чтобы понять, как работало то, что поставлялось из-за рубежа. Видим интерес населения к таким тяжеловесным и наукоемким направлениям. Однако пока они не так популярны, как, к примеру, та же самая «цифра», информационные технологии, программирование. Я думаю, что этот интерес вырастет в ближайшее время, так как нам необходимы технологи, инженеры, химики.

Когда появился Университет 2035, вы говорили, что ему предстоит пройти период отторжения со стороны общества, так как многим будет непонятна ваша система образования. Удалось ли пройти этот период или люди все так же предвзято относятся к такому формату?

За последние два года мы сильно приблизились к этому. Коллектив проделал много работы по интеграции новых методов и инструментов в традиционную систему образования. Например, если в 2018 году Университет 2035 провел проектно-образовательный интенсив только с одним вузом — это был Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, — то весной этого года — уже более чем с сотней университетов. Суть интенсива в том, что мы приходим со своими методиками в вуз, помогаем ему интегрировать проектную деятельность в основной образовательный процесс, и за несколько месяцев студент, который участвует в данной программе, получает практико-ориентированных навыки, работает над задачами индустриальных партнеров.

Такой интерес со стороны вузов подтверждает востребованность нашего формата. Они видят в нем ценность для себя, что повышает качество образовательного процесса. В этом плане отторжение к нашей системе действительно снизилось. 



Эксперты настаивают на том, что в России не хватает примерно миллиона ИТ-специалистов. Вы согласны с такой оценкой? Как Университет 2035 помогает справиться с этим дефицитом? Были ли какие-то решения представлены на «Архипелаге – 2022» по этому вопросу?

На самом деле оценки по этому вопросу разнятся, потому что кто-то говорит о нехватке 500 тыс. айтишников, кто-то — о миллионе, а кто-то вообще заявляет: «Да вы что, сейчас все программисты, которые уехали после февральских событий, вернутся, потому что у них закончилась 90-дневная шенгенская виза!». По этой причине статистика плавающая. Но в целом, если посмотреть на рынок труда, то запрос на ИТ-специалистов колоссальный. Это сотни тысяч вакансий.

У нас есть несколько совместных инициатив с Минцифры. Например, работа с детьми. Начиная с прошлого года в стране действует федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Одно из двух больших мероприятий в рамках проекта — обучение школьников. Государство создает в вузах цифровые кафедры, в которых студенты могут параллельно получить дополнительное профессиональное образование в сфере ИТ, даже если учатся не в айтишной сфере. В этом проекте Университет 2035 является оператором по обучению школьников с 8 по 11 класс современным языкам программирования. В ближайшие 3 года мы должны обучить больше 200 тыс. школьников. Цифра с одной стороны большая, а с другой — не очень, потому что в целом в стране школьников этой категории насчитывается чуть больше 4 млн человек. Конечно, мы будем собирать обратную связь от учащихся, родителей, но на текущем этапе это уже серьезная государственная инвестиция в то, чтобы школьники смогли бесплатно получить знания в сфере языков программирования. Поступая в колледж, университет, выходя на рынок труда, они уже будут обладать компетенциями, которыми сейчас обладает не каждый студент. Это тоже очень серьезный задел на будущее.

На «Архипелаге» в рамках деловой программы и образовательных мероприятий коллеги прорабатывали инструменты по работе с насыщением рынка труда качественными кадрами. Здесь работали команды университетов, они увезли отсюда новые наработки, инструменты качественной подготовки кадров, которые смогут интегрировать в образовательные процессы. Представители регионов смогли понять, какие инструменты совместно с учебными заведениями и работодателями можно интегрировать в практики, чтобы увеличить количество компетентных специалистов. А самое главное — участники уезжают с мероприятия с понимаем того, что важной формой работы по подготовке кадров является использование сетевых форматов.

На «Архипелаге» представители регионов общались друг с другом, вырабатывали те или иные задачи, проекты, совместные инициативы. Например, мы работали над проектом «Сетевой университет фундаментальной науки и технологий» (его задача — обучение ученых и инженеров для решения задач по развитию нового технологического уклада, — прим. ред.). Несколько регионов и университетов работают в этом консорциуме, чтобы, скажем, у студента НИЯУ МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», — прим. ред.), который работает, живет и учится в Москве, была бы возможность съездить в Дубну в Объединенный институт ядерных исследований и провести там какое-то время, обучаясь, работая непосредственно на оборудовании, доступа к которому в МИФИ нет. Этот формат сетевых программ нужно оформлять не просто как какую-то практику или факультативную деятельность, а отдельно фиксировать в документе об образовании и включать его в цифровое портфолио, с которым работает Университет 2035. Такую инициативу на «Архипелаге» мы тоже прорабатывали, потому что важно вовлекать граждан в периметр технологий, удерживать их в нем, давать возможность развиваться в этой сфере. России нужны специалисты, которые будут создавать новые решения, чтобы насыщать растущую экономику страны продуктами, сервисами и услугами.

России нужны специалисты, которые будут создавать новые решения, чтобы насыщать растущую экономику страны продуктами, сервисами и услугами
Вы анонсировали, что Университет 2035 выпустит на рынок решения, которые позволят полностью заменить ушедшие из РФ агрегаторы онлайн-курсов. Можете рассказать подробнее об этих решениях?

Мы работаем над этим проектом с самого первого дня жизнедеятельности Университета 2035. Он называется «Российская образовательная платформа». Для нас очень важен данный проект, так как в первую очередь наш университет — это цифровое пространство для развития человека. После февральских событий наши партнеры заявили, что с уходом Coursera (поставщик открытых онлайн-курсов, — прим. ред.) с российского рынка они потеряли достаточно серьезную часть собственных бизнес-процессов, потому что замены этому решению практически нет. Над этим сразу же начали работать несколько разных групп и Университет 2035, другие субъекты рынка цифрового образования. Я думаю, что в результате этой работы родятся качественные системные решения.

«Российская образовательная платформа» позволит отечественным университетам, начиная с осени, предоставить студентам доступ к передовому образовательному контенту. С ее помощью мы построим систему образования, при которой человек во время обучения получит возможность применить полученные знания и навыки в профессиональной деятельности, попробовать разные типы деятельности, начиная от исследовательской и заканчивая предпринимательской или работой по найму. Таким образом он сможет понять, что ему подходит, а что нет.

Также на «Архипелаге» мы получили много интересных запросов от коммерческого сектора. Выяснилось, что отдельные модули на «Российской образовательной платформе» интересны еще и работодателям для обучения собственных работников.

Чем может быть полезен Университет 2035 бизнесу?

Наш университет может быть полезен бизнесу в первую очередь доступом к людям и поиску качественных кандидатов. С другой стороны, у нас есть собственные наработки и продукты, например, в сфере «цифры» и HR, которые могут помочь рекрутерам, кадровикам в их повседневной работе.

Бизнесу также важно получать доступ к достоверной и максимально прозрачной информации о стартапах и командах, которые можно использовать для улучшения собственных образовательных процессов. Мы регулярно пополняем эту базу через «Архипелаги» и проектно-образовательные интенсивы. Через нее любая компания может найти те или иные решения. Более того, они это делают уже сейчас, в частности, на «Архипелаге». У нас даже есть биржа запросов от корпораций по поиску специалистов в области логистики, беспилотных летательных аппаратов, обработки нефти. Периодически я ловлю себя на мысли, что наша платформа — это цифровое пространство жизнедеятельности, в котором постоянно что-то происходит. Мне кажется, что мы еще сами до конца не осознали, во что в конечном итоге «Российская образовательная платформа» может превратиться. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий