Сближение курсов
С момента появления первой массовой умной колонки — Amazon Echo в 2015 году — этот вид домашних гаджетов начали ассоциировать с устройствами умного дома, к которым по умолчанию относили и смарт ТВ. Более того, уже к 2017-му общим местом стали рассуждения о концепции умной колонки как хаба системы умного дома, в то время как появились и приверженцы оппонирующей ей концепции, центром которой становится смарт ТВ. Последовавшее развитие событий показало, что никакой оппозиции умных телевизоров и смарт-колонок не возникло, а сами пользователи все чаще воспринимают их как взаимодополняющие устройства, которые можно сопрягать друг с другом для расширения функционала и тех и других за счет более активного использования голосовых помощников.
В 2018 году опрос компании Parks Associates, проведенный в Великобритании, показал, что почти четверть (24%) владельцев домохозяйств, подключенных к ШПД и оснащенных умной колонкой с голосовым помощником, предпочли бы управлять своим телевизором именно ею. Согласно опросу, сочетание «смарт ТВ + колонка» было самым популярным у респондентов, кроме того, британцы выражали желание управлять с помощью голосового помощника смарт-динамика домашними термостатами и, что особенно важно в данном контексте, сервисами платного ТВ (3-е место в рейтинге предпочтений), медиаплеерами для стриминга (6-е место) и домашними камерами (9-е место).
Аналитики IDC рассматривают сегмент видеоразвлечений в рамках умного дома (телевизоры, медиаплееры, смарт-дисплеи) как самый массовый. К 2022 году его объем вырастет до $201 млрд с $133 млрд в 2017-м, поэтому для производителей умных колонок именно желание потребителей подключать их к телевизорам может стать драйвером продаж по мере насыщения рынка и снижения темпов проникновения.
На самом продвинутом по части использования голосовых интерфейсов рынке — США — наиболее ярко тренд сопряжения умных колонок и ТВ проявился к середине текущего года, что нашло отражение в ежегодном исследовании Evolution of the TV Set, проводимом компанией Hub Entertainment Research. Аналитики отметили новый тренд: все больше зрителей используют смарт-телевизоры, подключенные к умным колонкам, чтобы расширить возможности управления. Так, по данным Hub Entertainment Research, за последний год доля американских домохозяйств, в которых смарт ТВ сопряжен с умным динамиком, выросла с 19% в 2019 году до 25% в 2020-м. Такие темпы роста соотносятся с динамикой продаж самих умных колонок: согласно Strategy Analytics, в первом квартале 2020 года глобальные продажи смарт-колонок выросли на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и достигли 28,2 млн единиц.
«Потребители делают ставку на смарт-технологии, связывая умные телевизоры и колонки с голосовыми интерфейсами. Комплект из смарт ТВ и умного динамика позволяет расширить ограниченные возможности голосового интерфейса, встроенного непосредственно в телевизор, за счет более мощного функционала, предлагаемого Amazon или Google», — прокомментировал старший консультант Hub Entertainment Research Дэвид Тайс (David Tice).
Расстановка сил
В силу своего наибольшего распространения на западных рынках, колонка Amazon Echo пока остается устройством №1 по частоте подключения к смарт ТВ. При этом за последний год доля Amazon Echo в общем объеме тандемов «смарт ТВ + умная колонка» сократилась с 48% до 36%. Старожил рынка смарт-динамиков постепенно сдает позиции под натиском более молодых игроков: умные колонки Google Nest/Home повысили долю сопряженных пар с 30% до 32%, Apple HomePod — с 22% до 28%, Facebook Portal — c 13% до 25% и Sonos — c 6% до 9%. Оговоримся, что эта расстановка сил в целом описывает ситуацию в Северной Америке и Европе. В Китае, где движение умных колонок в массы началось позже по сравнению с западными странами, масштабы описываемого явления иные, да и модель интеграции разрозненных устройств в систему пока не такая зрелая, как в США. Из слов главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна следует, что в стране пока продолжается первичное насыщение умными колонками, а их владельцы лишь привыкают к базовым функциям этих устройств. Эксперт замечает, что среди огромного числа китайцев, купивших смарт-колонки, они до сих пор в основном используются для прослушивания музыки, а для большинства владельцев систем умного дома пока привычнее визуальная модель управления через экранное меню, поэтому в качестве хаба умного дома чаще используются смарт ТВ, а не смарт-спикеры.
Голосовое ТВ
Исследование Hub Entertainment Research зафиксировало основные задачи, которые решают американские пользователи при стыковке умных телевизоров и колонок. Чаще всего голосовой помощник связанной с ТВ колонки исполняет стандартные функции пульта дистанционного управления: меняет громкость или переключает каналы. Среди отдающих голосовые команды телевизору через колонку респондентов 100% сообщили, что время от времени переключают каналы, регулируют громкость или ставят на паузу воспроизведение VoD-контента. Ищут фильмы в VoD-каталоге 36% опрошенных, включают нужный канал или телепрограмму 33%.
Функция базового управления ТВ на современном этапе интеграции телевизора и спикеров уже реализована достаточно качественно, о чем свидетельствует высокий уровень удовлетворенности пользователей (85% опрошенных «очень довольны» или «в некоторой степени довольны» практикой голосового управления ТВ посредством колонки). Лучше всего реализованы указанные функции в Amazon Echo — ими довольны 59% владельцев этих гаджетов; у обладателей Google Nest/Home соответствующий показатель ниже — 48%. О том, что вместе с ростом удовлетворенности все больше потребителей управляют телевизором голосом, свидетельствует увеличение доли респондентов, использующих этот режим постоянно или часто: в 2019 году таковых было 63%, в 2020-м — 66%.
Одной из первых смарт ТВ с Amazon Echo интегрировала компания Sony, которая в ходе обновления прошивки телевизоров в 2017 году добавила поддержку базовых команд, принимаемых голосовым помощником смарт-колонки. Тогда в Sony сообщили, что владельцы Amazon Echo смогут управлять телевизорами вендора, начиная с выпущенных в 2016 году, без традиционного пульта. Позже смарт ТВ Sony получили аналогичную возможность подключения к смарт-динамикам Google.
LG Electronics сообщила о поддержке ее телевизорами голосового ассистента Alexa и интеграции с колонками Amazon (Echo, Echo Show, Echo Dot, Echo Spot и Echo Plus) в начале 2018 года. Тогда заявлялось, что с одной колонки можно управлять телевизорами в разных помещениях — для этого следовало, отдавая команду, адресованную Alexa, уточнить, где расположен нужный ТВ. Президент LG Home Entertainment Брайан Квон (Brian Kwon, в настоящее время возглавляет LG Electronics) отметил, что поддержка Amazon Alexa — новый этап развития мультимедийных устройств компании.
Позже других вендоров обеспечила сопряжение с умными колонками Amazon и Google южнокорейская Samsung — в начале 2019 года. Причем уточнялось, что с Amazon Echo и Google Home телевизоры производителя можно включить и выключить, регулировать на них громкость, переключать источник сигнала и запускать приложения. Ограниченный функционал можно объяснить тем, что Samsung развивает собственный голосовой помощник Bixby, с помощью которого можно в том числе искать онлайн-контент и исполнять расширенный набор команд. Уточним, что колонки Amazon и Google выступают в данном случае как маршрутизаторы команд из приложений Alexa Amazon и Google Assistant, сами эти приложения на платформу Tizen не интегрируются.
Примечательно, что поддержка в умных телевизорах Samsung голосового помощника «Алиса» была анонсирована всего через десять месяцев после интеграции с Amazon Echo и Google Home. Голосовой помощник «Яндекса» позволяет включать и выключать ТВ, переключать каналы, регулировать громкость и отключать звук. Сопрягать с устройствами Samsung можно любые гаджеты, на которых установлена «Алиса» — умную колонку «Яндекс.Станция», смартфон или ПК с соответствующим браузером. Коммутация этих устройств с телевизорами Samsung была обеспечена за счет IoT-платформы SmartThings, использующей Wi-Fi-подключение. Вице-президент департамента потребительской электроники Samsung Electronics в России Дмитрий Карташев заявлял о расширении возможностей устройств, интегрированных в экосистему умного дома на базе SmartThings, и о доступе российских владельцев смарт ТВ Samsung к этим возможностям одними из первых на рынке.
Подобные кейсы, безусловно, стоит рассматривать как ранние примеры грядущей интеграции домашних умных устройств в единую экосистему, в которой смарт ТВ в силу его расположения в домохозяйстве обеспечено центральное место. «Будущее лежит в объединении в одну экосистему всех медийных домашних устройств, будь то телевизор, видеопроектор, аудиосистема или гаджеты для умного дома», — сказал «Телеcпутнику» директор по развитию решений умного дома Life Control Владимир Григорчук. По его мнению, такая интеграция необходима для элементарного удобства: пользователю не нужно будет включать каждое устройство своим пультом, зато появится возможность управлять всем парком девайсов централизованно посредством голоса.