img
img01 ноября 2025 в 15:46

Отрасль микроэлектроники в России выросла на 20%, но эксперты предупреждают о структурных проблемах

Российские рынки радиоэлектроники и микроэлектроники показывают рекордный рост: производство компонентов за год выросло на 34%, а рынок микроэлектроники — на 20%. Такую динамику эксперты связывают с санкциями, увеличением госзаказов и мерами государственной поддержки. Однако в долгосрочной перспективе текущая модель, сконцентрированная на локализации производства, а не на развитии собственных разработок, может привести к усилению технологической зависимости.

Российские рынки радиоэлектроники и микроэлектроники показывают рекордный рост: производство компонентов за год выросло на 34%, а рынок микроэлектроники — на 20%. Такую динамику эксперты связывают с санкциями, увеличением госзаказов и мерами государственной поддержки. Однако в долгосрочной перспективе текущая модель, сконцентрированная на локализации производства, а не на развитии собственных разработок, может привести к усилению технологической зависимости.

В последние годы российские рынки радиоэлектроники и микроэлектроники демонстрируют стабильный рост по данным статистики, передаёт «Коммерсантъ». Согласно информации консорциума «Пассивные электронные компоненты», объём производства компонентов по итогам 2024 года достиг 3,5 трлн рублей, что на 34% выше показателя предыдущего года. Для сравнения, в 2020 году этот показатель составлял лишь 1,63 трлн рублей.

Схожая положительная динамика наблюдается и в сегменте вычислительной техники. По сведениям Росстата, российские производители компьютеров, электронных и оптических изделий по итогам прошлого года получили чистую прибыль в размере 392,4 млрд рублей, что на 16,6% больше, чем годом ранее. Рынок микроэлектроники также продемонстрировал устойчивое развитие — по данным Strategy Partners, в 2024 году он вырос на 20%, до 370 млрд рублей против 310 млрд рублей в 2023 году. При этом доля российской продукции оценивается в 25–30% от общего объёма, что составляет около 94 млрд рублей.

Как пояснил директор консорциума «Базис» Арсений Брыкин, у такой динамики две основные причины: реакция на санкционные ограничения и рост объёма заказов на регулируемом рынке. Эксперт считает, что это является результатом целенаправленной промышленной политики в виде комплекса мер господдержки. Он допустил, что рост может продолжиться, однако будет связан с жёсткой конкуренцией с импортом и расширением, а в некоторых сегментах — с созданием новых производственных мощностей.

Что касается господдержки, то речь идёт о постепенном ужесточении балльной системы в рамках 719-го постановления правительства, а также о рекомендациях госкомпаниям закупать отечественную электронику, такую как серверы, планшеты и мониторы.

Параллельно правительство увеличивает госфинансирование отрасли. По данным изданий, Минпромторг планирует выделить около 428 млрд рублей на развитие электронной и радиоэлектронной промышленности в период с 2026 по 2028 год. Финансирование было увеличено почти в 5,7 раза по сравнению с предыдущим бюджетным циклом после поручения премьер-министра Михаила Мишустина объявить о планах выделить свыше 250 млрд рублей на развитие микроэлектроники.

В то же время эксперты и участники рынка, несмотря на позитивные показатели, обращают внимание на уязвимость текущей модели поддержки в долгосрочной перспективе. По их мнению, усилия направлены в большей степени на локализацию производства, нежели на развитие разработок, что в перспективе может привести к ещё большей технологической зависимости от зарубежных решений.

Как пояснила консультант в сфере GR Татьяна Львова, современная модель глобальных технологических гигантов, таких как Apple, Nvidia и Qualcomm, показывает, что их приоритетом являются не столько производственные активы, сколько интеллектуальная собственность. Эти компании концентрируются на разработках, патентах и лицензировании технологий, передавая производство подрядчикам. Например, стоимость компании Apple превышает 3 трлн долларов при практически полном отсутствии собственных производственных мощностей, а основную ценность составляют права на разработки, бренд и экосистему. Аналогично ведущие производители процессоров владеют архитектурами и получают лицензионные платежи, не инвестируя в дорогостоящие фабрики. Наиболее ценный актив таких компаний — лицензии и патенты, которые остаются у них при любых обстоятельствах, в то время как производственные площадки можно сменить.

В России же, как отмечается, государственная политика в области микроэлектроники и радиоэлектроники была сосредоточена скорее вокруг поддержки локализации производства компонентов и конечных изделий, но не самих разработок. При этом ранее имевшиеся механизмы прямой поддержки разработок через прямые субсидии скоро прекратят свою работу. Замглавы Минпромторга Василий Шпак заявил в Госдуме, что с 2026 года вместо субсидий на НИОКР по созданию электронной компонентной базы будут введены льготные кредиты, что, по его словам, требуется для финансирования не только создания, но и подготовки производства разработок.

Однако, как отмечают источники на рынке, с ранее взятыми субсидиями ситуация оказалась непростой: после наложения санкций в 2022 году и изменения регулирования стало неясно, как исполнять старые обязательства. Льготные кредиты, по мнению сотрудника профильного предприятия, помогут дизайн-центрам пополнить оборотный капитал, но не смогут финансировать рискованные и долгосрочные Research and Development.

Эксперты предлагают комплексную модернизацию балльных систем. Ключевым направлением называется распространение дополнительных баллов за собственные разработки на все электронные модули, включая элементы питания и корпуса, чтобы госполитика стала менее сконцентрированной на производстве и более — на разработках.

Важным элементом должно стать стимулирование патентной активности путём начисления баллов за зарегистрированные в России патенты и за использование патентов других российских разработчиков, что позволит развить кооперацию и исключить дублирование в НИОКР.

Директор департамента экспертизы «Аквариуса» Дмитрий Короед добавил, что отдельное внимание стоит уделить расходам на НИОКР, связанным с освоением новых российских компонентов, а также начислять баллы за внедрение системы сквозной прослеживаемости состава продукции через обязательную маркировку.

Завершающим этапом модернизации могут стать дополнительные баллы за форвардные контракты на разработку и поставку процессоров между производителями конечных изделий и изготовителями ключевых компонентов. Предложенные меры призваны стимулировать рост патентов, повысить инвестиции в R&D и создать конкурентоспособную продукцию.

Как заключил Арсений Брыкин, стимулирование разработок и прослеживаемости — это лишь часть необходимых усилий, а отрасли с высокой капиталоёмкостью и сложной окупаемостью нужна комплексная госполитика, которая не будет меняться десятилетиями.

Ранее «Телеспутник» сообщал, что Минпромторг РФ намерен определить условия контрактов take-or-pay в электронике.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий