img29 июня 2021 в 11:16

Испытание кадров «цифрой»

По мнению экспертов, степень готовности вузов к цифровым вызовам различна и в отдельных случаях не соответствует современным требованиям. Они уверены: высшему образованию нужна серьезная модернизация. Вместе с тем многие университеты интегрируют получение цифровых компетенций в свои образовательные программы, а также привлекают к обучению преподавателей-практиков с опытом работы в ведущих ИТ-компаниях.

Согласно данным аналитического центра НАФИ, по состоянию на январь 2020 года только 27% россиян обладали высоким уровнем цифровой грамотности. В 2018-м эта доля составляла 26%, то есть в течение трех лет она практически не поменялась. При этом 65% наших соотечественников замечают, что в их организациях может произойти сокращение штата из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий, а каждый четвертый сам боится лишиться работы в том случае, если не пройдет обучение «цифре». Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате во время самоизоляции, отмечается в исследовании НАФИ.

Для улучшения качества подготовки кадров в условиях повсеместной цифровизации необходимо решить несколько системных проблем. В частности, нужно повысить цифровые компетенции профессорско-преподавательского состава и управленческих кадров образовательных организаций, проработать необходимые методики, выйти в лидеры разработки и производства аппаратного и программного обеспечения.

Опережающая подготовка

Вызовы системы образования связаны с высокой скоростью развития технологий, с ростом объемов информации и заменой человека на робота в отдельных видах деятельности, в том числе в интеллектуальной, считает заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Иван Карлов. Это общие вызовы для всех уровней образования — для школ, колледжей и вузов. «Вызовы требуют серьезных изменений в деятельности образовательных организаций. Нужно не просто внедрять цифровые инструменты, а кардинально трансформировать образовательный процесс, использовать новые учебные материалы, новые подходы», — подчеркивает он. Цифровые технологии дают значимый эффект только тогда, когда осмыслены все их возможности, а деятельность организации выстроена так, чтобы максимально использовать их потенциал, сохраняя успешные практики «доцифровой эпохи».

По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, важно соблюсти баланс: изменить стандарты и при этом сохранить лучшие традиции фундаментального образования.

«Мы уже видим, как отдельные школы и университеты успешно отвечают на вызовы времени, однако большинство школ, колледжей и вузов работают в старой логике», — замечает Иван Карлов.

Фото: Depositphotos

Проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Елена Разинкина соглашается, что уровень готовности вузов к цифровым вызовам различается и в отдельных случаях качество подготовки молодых специалистов не соответствует требованиям цифровой экономики. «За четыре-пять лет обучения некоторые сферы экономики меняются кардинально. Стремительные процессы цифровизации во всех отраслях создали спрос на опережающую подготовку кадров», — говорит она.

Высшее образование требует модернизации, уверен и старший преподаватель кафедры информационных технологий в менеджменте Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Владимир Горовой. По его мнению, одна из главных задач на рынке — принятие решений на основе анализа больших массивов данных. «Именно ради того, чтобы наши выпускники были готовы отвечать на актуальные вызовы, мы пересобираем магистерскую программу по бизнес-аналитике и большим данным. В частности, вводим курс по основам программирования на языке Python. Студенты научатся выполнять основные операции по работе с данными — делать запросы в базе данных, работать с командной строкой», — рассказывает он. Предполагается и курс с более глубоким погружением в тему — с изучением моделей машинного обучения и статистического программирования, чтобы магистранты умели проверять определенные статистические гипотезы. «Кроме того, в ВШМ СПбГУ будет курс по системам бизнес-аналитики. Они помогают визуализировать данные и схематизировать значимые показатели — представлять результаты изысканий стейкхолдерам (учредителям, — прим. ред.) компании так, чтобы тем было проще принимать решения», — заключает Владимир Горовой.

Некоторым вузам необходимо решить вопросы с материально-технической базой и оснащением современным оборудованием, а также более активно использовать перспективные цифровые образовательные технологии — смешанное (гибридное) обучение, виртуальную реальность, имитационные тренажеры и др. «Крайне важно на протяжении всего периода реализации образовательной программы делать акцент на системном и последовательном развитии цифровых компетенций», — отмечает Елена Разинкина. Так, в рамках подготовки кадров для цифровой экономики обязательным результатом освоения всех образовательных программ СПбПУ является формирование цифровых компетенций, помогающих творческой личности реализоваться в новой цифровой среде. Например, в структуру программы бакалавриата входит сквозной «Модуль цифровых компетенций», направленный на формирование навыков работы в цифровой среде, с новыми цифровыми продуктами, сервисами и технологиями. Получение цифровых компетенций интегрировано во все образовательные программы СПбПУ на различных уровнях, замечает Елена Разинкина. Обучение осуществляется в рамках смешанной модели с использованием онлайн-курсов — в частности, курсов «Цифровая грамотность», «Цифровая культура», «Когнитивные системы управления», которые разработаны в 2020 году при поддержке гранта Минобрнауки в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и доступны всем вузам на портале « Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Основные изменения, которые касаются стандартов образования и создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть внесены до следующего цикла обучения. «Это сложная, амбициозная цель, мы отдаем себе отчет в том, что достичь ее будет непросто, но именно такой темп нам задают текущие задачи, которые поставил президент перед правительством. И времени на раскачку нет», — заявил в начале марта текущего года вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Неполная готовность

События весны 2020 года показали, что большая часть педагогов не была готова к эффективному использованию цифровых технологий. «Прежде всего они не были готовы использовать весь обширный набор инструментов, который стал им доступен в этот период, когда все ведущие вузы открыли свои онлайн-курсы, а провайдеры образовательных платформ предоставили бесплатный доступ к своим ресурсам. Большинство педагогов предпочли просто перенести классический образовательный процесс в цифровую среду, используя такие инструменты как Zoom или Skype», — рассуждает Иван Карлов, добавляя, что в результате процесс обучения вполне ожидаемо оказался хуже, чем в очном формате.

Согласно результатам всероссийского исследования программы развития педагогов «Я учитель», проведенного в конце 2020 года, в заданиях на цифровую грамотность 87% учителей получили более половины возможных баллов, то есть справились хорошо. «Однако выяснилось, что чем больше стаж педагога, тем сложнее ему даются задания, проверяющие цифровую грамотность», — говорится в исследовании. Для совершенствования работы педагогов требуется не просто развивать их цифровую грамотность, но и обучать организовывать учебный процесс с использованием цифровых инструментов. «Педагоги должны понимать, какие возможности дают им цифровые технологии и как с их помощью они могут решать свои задачи», — считает Иван Карлов. Еще один аспект связан с необходимостью обновить содержание преподаваемых предметов — на уровне вуза, колледжа и школы. «Поскольку изменились требования к навыкам и знаниям современных специалистов, нужно включить в программы новые дисциплины и пересмотреть содержание существующих», — заключает он.

Фото: Depositphotos

В ВШМ СПбГУ привлекают к сотрудничеству преподавателей-практиков, у которых есть опыт реальной работы по анализу данных в компаниях. «У многих из них есть еще и академическая экспертиза — они защищали кандидатские диссертации», — уточняет Владимир Горовой. Для ряда практических курсов в ВШМ СПбГУ организовано парное ведение, когда вместе работают академик с хорошим опытом преподавания и конструирования курсов и практик, который понимает задачи компаний, дает примеры интересных кейсов и применения новых технологий. «Таким образом у нас проходят, например, курсы машинного обучения. Их читают практик из JetBrains и преподаватель ВШМ СПбГУ», — делится Владимир Горовой. По его словам, для всех новых практиков существуют так называемые курсы молодого бойца, где опытные преподаватели помогают начинающим коллегам организовать и структурировать информацию, интересно упаковать практические кейсы. «Практики узнают об эффективных методиках преподавания — например, о том, что при работе в группе серьезный обучающий эффект вы получаете, когда слушатели сначала дают обратную связь друг другу, а потом получают ее от преподавателя. И это работает гораздо лучше, чем просто лекция», — рассказывает старший преподаватель ВШМ СПбГУ.

Еще один важный аспект — проектирование. Как правило, в течение курса студент работает либо над несколькими практическими кейсами, либо над одним сквозным проектом, который максимально приближен к реальности. По словам Владимира Горового, с проектами помогают компании-попечители ВШМ СПбГУ — «Северсталь», «Сибур», РЖД. «Есть у нас и открытые лекции по четвергам, на которых выступают практики от индустрии», — добавляет эксперт.

Универсальные компетенции

Сейчас практически во всех сферах деятельности в той или иной мере используются информационные технологии. «Многие предприятия и организации проводят цифровую трансформацию ключевых бизнес-процессов, однако при этом не все понимают, как встроиться в новый цифровой мир, поэтому формирование и развитие цифровых компетенций и навыков актуально для любого специалиста», — говорит Елена Разинкина. Каждый специалист должен владеть технологиями цифрового общения, простыми способами сбора и обработки данных, не требующими навыков программирования, базовыми навыками цифровой безопасности, должен уметь идентифицировать задачи, которые можно решать с помощью цифровых инструментов. Кроме наличия «базового пакета», важна мотивация сотрудников к постоянному самосовершенствованию и развитию цифровых компетенций, причем с учетом высокой скорости изменений в ИТ-области, резюмирует эксперт.

Высокая скорость внедрения новых технологий приводит к необходимости регулярно обновлять и актуализировать профессиональные знания и навыки. «Это требует готовности специалистов к постоянному обучению и переучиванию, а также навыков управления собственной образовательной траекторией. В этих условиях наряду с профессиональными знаниями и навыками, которые часто называют hard skills, актуальными становятся “мягкие” навыки (или sоft skills)— универсальные компетенции, необходимые любому специалисту, независимо от области его деятельности», — добавляет Иван Карлов.

Фото: Depositphotos

Все больше компаний начинают понимать ценность данных, но если в организации нет людей, которые могут их анализировать или интерпретировать, то данные лежат мертвым грузом и не помогают принимать решения и развиваться, рассуждает Владимир Горовой. «Не так давно в “Яндексе” на позиции менеджеров по некоторым продуктам начали нанимать только тех, кто может выполнять базовые задачи по программированию и анализу данных и владеет навыками составления SQL-запросов к базам данных. Почему это важно? Такой менеджер трудится в несколько раз быстрее и самостоятельно проверяет свои гипотезы, не обращаясь к помощи аналитиков. Соответственно, быстрее происходят любые модернизации продукта», — объясняет эксперт. Разумеется, добавляет он, без подобных навыков жить можно, но скорость работы сотрудника будет существенно ниже и он окажется неконкурентоспособным на рынке труда. По крайней мере это касается компаний, использующих в своей работе большие данные. Если говорить не только о менеджерах, а обо всех специалистах, то очевидно, что от них ожидают наличия базовых навыков работы с данными в Excel, навыков визуализации и, что не менее важно, эффективной коммуникации с использованием современных средств связи — почты и мессенджеров.

Эксперты убеждены, что внедрять цифровые навыки необходимо уже на уровне школы, используя в учебном процессе текстовые редакторы, а также специализированные математические пакеты, с которыми школьникам предстоит работать в жизни и профессиональной среде. «Это позволит сформировать у школьников необходимые пользовательские навыки, которые в дальнейшем позволят им успешно осваивать новые цифровые инструменты», — считает Иван Карлов. Кроме того, нужно формировать у школьников понимание возможностей современных технологий.

#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий