img08 августа 2023 в 10:41

Параллельный импорт открыл двери для контрафакта электроники

Параллельный импорт привел к росту контрафакта: по оценкам экспертов, за 2022 год его доля выросла в два раза. В числе прочего это обеспечило маркетплейсам рост объема онлайн-продаж смартфонов, ноутбуков, смарт-часов и другой электроники. Противостоять потоку нелегальной электроники из-за рубежа можно усилением контроля на границе, а также развитием технологий прослеживаемости товаров и ужесточением наказания для продавцов за нарушения, отмечают эксперты.

Параллельный импорт привел к росту контрафакта: по оценкам экспертов, за 2022 год его доля выросла в два раза. В числе прочего это обеспечило маркетплейсам рост объема онлайн-продаж смартфонов, ноутбуков, смарт-часов и другой электроники. Противостоять потоку нелегальной электроники из-за рубежа можно усилением контроля на границе, а также развитием технологий прослеживаемости товаров и ужесточением наказания для продавцов за нарушения, отмечают эксперты.

По словам руководителя Центра сертификации «Ростест Урал» Екатерины Курбатовой, контрафактная электроника является серьезной проблемой, и ее доля за год выросла вдвое. К такой продукции можно отнести перемаркированные изделия, клонированную продукцию, использование чужого логотипа или подделку внешнего вида товара, перечисляет она. А также продукцию, копирующую существующий продукт с нарушением авторских прав, либо оригинальную продукцию, ввезенную «серым» способом или товары с товарным знаком или дизайном, до степени смешения сходными с оригинальными.

В России существуют законодательные и прочие меры для борьбы с контрафактной электроникой, напоминает Екатерина Курбатова. В статье 1515 Гражданского кодекса РФ определено понятие контрафакта: это товары, этикетки, упаковки товаров и другие предметы, на которых незаконно использованы товарные знаки, патенты, авторские права и другие объекты интеллектуальной собственности. Закон о защите прав потребителей и Закон об авторском праве предусматривают ответственность продавцов за продажу такой продукции.

К прочим мерам, по словам Курбатовой, которые могут снизить объем ввозимой контрафактной электроники на территорию России, можно отнести таможенный контроль и проверку товаров на границе, а также сотрудничество владельцев товарных знаков и патентов с правоохранительными органами и повышение осведомленности потребителей. Особняком стоит использование технологических решений, таких как блокчейн и метки RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация, — прим. ред.) — они помогают отслеживать продукцию на протяжении всей цепочки поставок и проверять ее подлинность, отмечает Екатерина Курбатова.

По мнению главы ИТ-комитета партии «Новые Люди» Артема Чернова, важно усилить контроль на границе. «Это может быть достигнуто путем расширения списка контролируемых товаров, более тщательного осмотра грузов и введения электронных систем отслеживания перемещения товаров. Такие меры позволят своевременно выявлять и задерживать контрафактную продукцию на границе, что поможет снизить ее поступление на рынок», — отмечает он.

Для борьбы с контрафактом необходимо улучшение систем контроля качества и отслеживания товара, соглашается генеральный директор компании Pro Control Станислав Сидоров. «Отслеживание товаров от производителя до конечного потребителя может значительно помочь в предотвращении распространения контрафактной продукции. Это можно реализовать с помощью технологий, таких как QR-коды, блокчейн и других», — считает он.

Собеседники «Телеспутника» говорят о том, что важно проводить информационные кампании и образовательные программы, чтобы повысить информированность и осведомленность потребителей. А производители электроники со своей стороны должны активно сотрудничать с правоохранительными органами и предоставлять им информацию о своих оригинальных продуктах и фирменных знаках.

Также может дать положительный эффект ужесточение наказание за нарушения, считает Станислав Сидоров. «Следует установить строгие санкции и наказания для тех, кто занимается производством или продажей контрафактных товаров. Это может послужить сильным сдерживающим фактором», — добавляет он.

По данным аналитического агентства INFOLine, важной тенденцией 2022 года стал рост онлайн-продаж на 40 % и прежде всего в сегменте маркетплейсов. Так, например, выручка маркетплейса Wildberries достигла 1,28 трлн рублей, рост составил 93,6 %, выручка Ozon — 733 млрд рублей с ростом на 86,4 % год к году.

На фоне сокращения поставок оригинальной электроники в Россию ведущих брендов взрывной рост продаж маркетплейсов был обеспечен в том числе за счет реализации контрафактной продукции. Этому способствовала модель реализации товаров через интернет-площадки, когда маркетплейсы перекладывают ответственность непосредственно на продавцов, которые зачастую не готовы нести обязательства по гарантийному и сервисному обслуживанию продаваемых товаров.

В июле о жалобах от потребителей в адрес Wildberries сообщил заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский. «Сегодня эта компания (Wildberries, — прим. ред.) действительно становится каналом сбыта контрафакта», — заявил он.

Собеседники «Телеспутника» также отмечают эту тенденцию. «Многие контрафактные товары продавались через интернет. Работая с онлайн-платформами и рынками, можно снизить доступность этих продуктов для потребителей», — говорит Станислав Сидоров.

Компания Wildberries не ответила на запрос «Телеспутника».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий