Бум онлайн-образования
Продюсер онлайн-школ по заработку в интернете Екатерина Зуева подчеркивает, что обучение перестало быть прерогативой только образовательных учреждений. Набирает популярность получение тех или иных навыков у конкретного специалиста–эксперта.
Бизнес-консультант Евгения Попова убеждена в том, что онлайн-образование будет развиваться. И тому есть несколько причин. Во-первых, люди начали ценить свободу в расписании, в выборе преподавателей и дисциплин. Во-вторых, события двух пандемийных лет показали, что получение образования в онлайн-формате вполне может заменить очное обучение. В-третьих, решиться пойти на онлайн-курс намного проще, чем на получение схожей специальности в вузе. «Онлайн-курс — это возможность протестировать гипотезу о смене профессии без излишних временных затрат», — пояснила эксперт.
Высокую популярность онлайн-школ и индивидуального наставничества тренер по продажам Дина Дусова объясняет тем, что люди не хотят получать длительное фундаментальное образование с большой долей теоретических знаний. «На занятиях с тренером или в онлайн-школах обучающиеся получают за очень короткое время достаточно большой объем именно практической информации при минимуме теории, — комментирует она. — То есть идет обучение конкретным действиям: что и как нужно сделать, чтобы получить определенный результат».

Инфоцыгане много обещают
По словам Дины Дусовой и Евгении Поповой, многие специалисты сегодня идут в коучи. «Но их знания на рынке коучинга оказываются эффективными и применимыми только тогда, когда они дополнены опытом управления, психологическим образованием, предпринимательским опытом», — отметила Евгения Попова.
Екатерина Зуева напомнила, что профессиональные коучи, как правило, имеют соответствующее высшее образование, состоят в ассоциации или объединении коучей, постоянно обучаются и проходят повышение квалификации, активно участвуют в профессиональных конференциях и продвигают свое направления. «Мошенники же имеют только пройденные курсы, дают рекламное обещание быстрых результатов и высоких заработков, но не выполняют его», — рассказала Екатерина Зуева.
Основатель бизнес-школы Katkov.School Павел Катков считает, что распознать инфоцыган можно по соотношению их обещаний и конечного продукта. «Дешевый продукт с низкой степенью вовлеченности эксперта не может дать серьезных результатов, — убежден эксперт. — Он дешевый, потому что наставник тратит мало времени на каждого ученика. Проблема в том, что люди хотят серьезных результатов за малые деньги, за счет этого инфоцыгане и удерживаются на рынке».
«Прежде чем оплатить курсы, нужно побольше узнать о тренере, его результатах и учениках, формате обучения, — советует Дина Дусова. — Профессиональный тренер предоставляет бесплатно некоторую часть курса в целях ознакомления. При этом, если обучающемуся не понравилось обучение, то такой тренер всегда вернет деньги. Потому что репутационный риск для него намного выше суммы, которую можно заработать с одного клиента».
Павел Катков озвучил еще одну проблему: появляется масса новых, порой случайных людей в онлайн-образовании. Вот почему нужно смотреть на реальную, и при этом долгосрочную, ретроспективную историю эксперта, подчеркнул он.

С ним соглашается Дина Дусова: недавно открытые школы или тренеры-новички принимают оплату, а результата не дают, говорит она.
«Сегодня в интернет-пространстве много “экспертов”, у которых нет ни опыта, ни образования», — подытожила Евгения Попова.
Регулировать рынок или нет?
Павел Катков убежден, что интернет-коучинг не нуждается в специальном регулировании: разве что Федеральная антимонопольная служба может более строго следить за рекламными предложениями, а Роспотребнадзор острее реагировать на жалобы граждан. «Их задача — “выкосить” мошенников с рынка. Но регулирование должно быть аккуратным, не мешающим росту и развитию рынка», — прокомментировал юрист.

«Что нужно регулировать? Документооборот? Он и сейчас отрегулирован, потому что вести бизнес может либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, — рассуждает Дина Дусова. — Сегодня 30 % оплаты услуг образования оформляется в рассрочку через банк, это еще раз подтверждает, что документы в порядке. Обязать возвращать деньги за результат? С точки зрения гражданского законодательства клиент платит за фактически оказанные услуги. Если он не получил услуги, то вправе потребовать вернуть деньги». При этом эксперт отмечает, что качество знаний, полученных обучающими, не всегда вина тренера: кто-то учится добросовестно, внедряет полученные знания на практике, а кто-то бездействует и пропускает занятия. Дополнительно регулировать онлайн-образование — значит душить его, заключила Дина Дусова.
Екатерина Зуева рассказала, что сегодня не хватает стандартов качества для определения профессии коуча, чтобы потенциальные клиенты понимали, кто перед ними: профессионал или инфоцыган.
Старший юрист практики административного и страхового права юридической компании «ССП-Консалт» Марат Хвастунов, убежден в том, что, что интернет-коуч должен иметь специальное или высшее образование и подтвержденный опыт (компетенцию) в преподаваемой (освещаемой) области.
Интернет-коучинг не нуждается в специальном регулировании: разве что Федеральная антимонопольная служба может более строго следить за рекламными предложениями, а Роспотребнадзор острее реагировать на жалобы граждан.
«Необходимо рассмотреть вопрос о введении специального публичного реестра “интернет–коучей” со ссылкой на полное ФИО, образование, опыт и ссылки на социальную сеть, как например, реестр адвокатов, таможенных представителей, экспертов, — считает юрист. — Помимо информационного характера и подтверждения компетенции, эти меры обеспечивают прозрачность и законность деятельности лиц, внесенных в подобный реестр».
Марат Хвастунов обращает внимание на необходимость введения ответственности интернет–коучей. «Если интернет–преподаватель предоставляет экспертное мнение (заключение), то он должен понимать последствия своих действий и нести административную и/или уголовную ответственность за дачу заведомо ложного мнения (заключения), и, соответственно, исключаться из упомянутого выше реестра и лишаться права вести интернет курсы (заниматься коучингом)», — подчеркнул он.
Юрист напомнил, что российское процессуальное законодательство предусматривает таких участников судебного процесса как «эксперт» и «специалист». За умышленно недостоверное заключение эксперта или мнение специалиста такие участники несут административную либо уголовную ответственность в зависимости от степени тяжести наступивших последствий.
Оценка рисков
Евгения Попова считает бизнес в сфере образования-онлайн прибыльным, правда, с одним условием. «Большинство “инфобизнесменов” не считают затраты в полном объеме, поэтому начинают говорить о прибыли чуть ли не в 90–100 % от выручки, — поясняет она. — Если учесть затраты на съемку, онлайн-платформы, налоги, время преподавания и прочее, то маржинальность выйдет в районе 60 %. Но даже при таком хорошем показателе бизнес выгоден только тогда, когда есть аудитория. Записывать курс для 10–20 человек неэффективно».
Создают ли инфоцыгане риски для бизнеса и потенциальных клиентов? Екатерина Зуева считает, что рисков нет, пользователи интернета уже способны критически оценивать все предложения по обучениям и услугам и делать правильный выбор. Достаточно развиты в Сети информационные ресурсы с отзывами практически обо всех тренингах.
«Многие эксперты, кто занимается обучением в интернете и создают свои онлайн-школы, сейчас привлекают к созданию курсов специалистов по методологии, маркетологов, узкопрофильный специалистов чтобы качественно выделиться среди конкурентов на рынке», — рассказала эксперт.
Евгения Попова предполагает, что риски есть. «Но я надеюсь, что все уже в достаточной мере “наелись” некачественным контентом, стали осознаннее и избирательнее в поисках наставников, — говорит она. — Многие университеты мира выкладывают в общий доступ прекрасные курсы и лекции, и мы можем, опираясь на них, анализировать уровень преподавания». Эксперт надеется, что скоро в онлайн-образовании появятся VR-технологии, что повысит качественное вовлечение клиентов.

Дина Дусова убеждена в том, что риски снижает высокая конкуренция на рынке онлайн-образования, а те, кто не дает качественного контента, постепенно просто исчезают с рынка по причине невостребованности.
Популярность с обратным отсчетом
Между тем Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты исследования информированности людей от 18 лет о курсах, тренингах и марафонах, создатели которых обещают помочь участникам лучше разобраться в себе. В опросе, проведенном в феврале, приняли участие 1600 респондентов из 80 регионов. 46 % опрошенных ответили, что впервые слышат о таких онлайн-курсах, тренингах, марафонах, 43 % — слышали, но не помнят названий/затрудняются ответить, 12 % респондентов назвали онлайн-курсы, тренинги, марафоны, причем в число часто упоминаемых вошел марафон желаний Блиновской.
Согласно опросу, 81 % респондентов не проходили онлайн-курсы, марафоны, тренинги, 80 % не хотят проходить их и в будущем. Но большинство из проходивших онлайн-курсы, тренинги, марафоны все же отметили их эффективность.