По данным проведенного опроса, распределение пользователей по регионам России практически не меняется с годами: 31 % живет в Москве, 13 % — в Петербурге. В топе городов — региональные центры крупных областей. Среди городов-миллионников лидируют: Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Казань, что отражается и на топе регионов.
С ростом популярности Telegram разрыв между полами становится все меньше: если в 2019 году женщин было 33 %, в 2021—39 %, то сейчас их доля выросла до 42 %.
В типичном Telegram-канале все еще будет больше мужчин, чем женщин. Это нестандартная ситуация — большинство социальных платформ имеют обратное распределение. Однако эта разница у изначально сильно «мужского» Telegram все сильнее размывается.
Пользователей возрастом от 25 до 34 лет традиционно больше всех — почти 30 %. Все возрасты распределяются примерно одинаковыми группами: в Telegram есть и молодая аудитория, и более взрослая. Доля тех, кто старше 35, выросла с 40 % до 45 %. Telegram уже давно нельзя назвать «мессенджером только для прогрессивных» — распределение по возрасту показывает, что это массовый продукт здесь и школьники, и пенсионеры.
Большинство участников опроса не новички в Telegram. 22 % опрошенных зарегистрировались в мессенджере в течение последних двух лет, 43% пользуются им от трех до пяти лет, и еще 35% пришли в приложение больше пяти лет назад.
Информационные технологии ожидаемо лидируют в рейтинге сфер деятельности пользователей Telegram, занимая первое место три исследования подряд. Второе место в 2023 году занимает направление маркетинга и пиара. Завершают первую пятерку производство, торговля и образование. В Telegram можно найти всех — от госслужащих до деятелей культуры и искусства.
Количество каналов, на которое подписан типичный пользователь, значительно возросло. Если в 2021 году лишь треть опрошенных были подписаны больше чем на 25 каналов, то сейчас доля таких пользователей составляет уже почти половину. Каждый четвертый подписан больше чем на 50 каналов.
Глобально привычки пользователей не меняются: как и раньше, 85 % опрошенных узнают новости из Telegram, каждый второй подписан на канал о политике, а каждый третий — на каналы знаменитостей. Интересно, что читателей микроблогов друзей и близких стало больше: таких было 27 % в 2021 году, а сейчас уже 45 %.
Люди верят людям, и 73 % опрошенных отметили, что доверяют в Telegram конкретным публичным авторам, причем больше половины из них — им и только им. Новостные каналы и СМИ давно не являются в глазах большинства единственным источником правды, сила за личным брендом конкретного автора.
Популярность Telegram среди друзей и знакомых иллюстрирует то, что 63 % пользователей больше 80 % окружения уже общаются через Telegram. Доля тех, в чьем окружении Telegram, напротив, незаметен, упала с почти 40 % в 2021 году до 20 % в 2023. При этом почти 80 % пользователей мессенджера общаются также и через WhatsApp. Лишь 44 % используют VK для переписок, еще 27 % общаются через Instagram*. Около 20 % пользователей переписываются в Viber, еще около 20 % — через мессенджер Discord. Skype, запрещенный Facebook* и iMessage — самые непопулярные мессенджеры в общем рейтинге. Замыкают рейтинг Одноклассники, Snapchat и Сферум — у них менее 5 %.
Каждый второй использует Telegram для общения на работе, 43 % общаются с коллегами через WhatsApp. Интересно, что специализированные мессенджеры с расширенными возможностями для корпоративного общения значительно уступают Telegram и WhatsApp по использованию в корпоративной среде, согласно опросу Telegram-аудитории. VK и Discord более популярны среди массового пользователя, чем Teams, Slack, Mattermost и Яндекс Мессенджер. С другой стороны, российские корпоративные мессенджеры появились в выборке впервые за три исследования.
Ранее «Телеспутник» писал, что российские пользователи совершили на 25 % больше попыток перехода на фишинговые ресурсы, мимикрирующие под Telegram за первые три месяца 2023 года, чем в четвёртом квартале 2022 года.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.