img
img28 ноября 2017 в 17:51

Почему киберспорт заменит Олимпиаду

Меньше чем через три месяца в корейском Пхенчхане начнется зимняя Олимпиада, но примет ли в ней участие Россия, пока не ясно. Отстранят ли российских спортсменов от соревнований из-за продолжающегося скандала с допингом или нет, станет известно 5 декабря. Не меньше российской сборной решения МОК ждут российские телевизионщики. Но если для спортсменов отлучение от игр вынужденное, то телеканалы могут бойкотировать Олимпиаду по собственной воле и исходя из меркантильных соображений.

Меньше чем через три месяца в корейском Пхенчхане начнется зимняя Олимпиада, но примет ли в ней участие Россия, пока не ясно. Отстранят ли российских спортсменов от соревнований из-за продолжающегося скандала с допингом или нет, станет известно 5 декабря. Не меньше российской сборной решения МОК ждут российские телевизионщики. Но если для спортсменов отлучение от игр вынужденное, то телеканалы могут бойкотировать Олимпиаду по собственной воле и исходя из меркантильных соображений.

Изначально показывать Олимпиаду планировали три российских канала — «Первый», «Россия 1» и «Матч ТВ». Но если наша сборная на олимпиаду не поедет, «Первый» и «Россия 1», скорее всего, показывать соревнования не будут, сообщила газета «Ведомости». Без российских спортсменов телеканалы потеряют значительную часть аудитории, объясняли собеседники газеты. Ведь массовый зритель болеет «за своих» — если будут низкие рейтинги, телевизионщики ничего не заработают на рекламе.

ВГТРК, в которую входит канал «Россия 1», позже подтвердила, что не станет транслировать Олимпиаду, если российская сборная будет отстранена от нее. А Дмитрий Чернышенко, гендиректор «Газпром-медиа», в которую входит «Матч ТВ», признал, что «усеченная» Олимпиада не вызовет интереса у российского зрителя. Даже вице-премьер по вопросам спорта Виталий Мутко сочувствует телевизионщикам. «Показывать Олимпиаду или нет — это дело телеканалов», — утверждает он, добавляя, что «если нет твоих атлетов», то и смысла показывать игры нет.

Тот, кто любит спорт и смотрит спортивные программы не только ради «своих», но и ради самого спорта, найдет возможность увидеть Олимпиаду. Есть спортивные эфирные каналы, есть кабельные, в конце концов, есть Интернет. Но надо набраться мужества признать, что у массового зрителя интерес к Олимпиадам все меньше. «Команда молодости нашей», легенды советского хоккея и фигурного катания, «три секунды, которые потрясли мир» во время баскетбольного финала на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене и колоссальный интерес к спорту — все это в прошлом.

А в настоящем — снижение интереса к Олимпийским играм. Как показал опрос ВЦИОМ, за соревнованиями последней Олимпиады — это были летние игры в Рио-де-Жанейро в 2016 году — следили 56% жителей России. Это гораздо меньше, чем во время Олимпиады в Сочи в 2014 году (даже с учетом фактора домашней Олимпиады), когда было 82%, и Олимпиады в Ванкувере — 75%.

За месяц до открытия игр в Рио-де-Жанейро ВЦИОМ провел еще один опрос, связанный с ними. Оказалось, что лишь треть респондентов имела ясное представление о том, что это за Олимпиада и где она будет проходить. 36% говорили, что про Олимпиаду слышали, но не знали подробностей, 30% не знали про нее вообще ничего. Еще более показателен разброс по возрастам. Среди 18-24-летних респондентов хорошо были осведомлены об Играх в Рио-де-Жанейро лишь 23%, а вот среди респондентов старше 60 лет — почти половина.

Допустим, в России интерес к Играм упал из-за допингового скандала и ограничений, связанных с ним. Но ведь и в мире картина такая же. Церемонию открытия игр в Рио-де-Жанейро посмотрели на 35% меньше зрителей, чем церемонию открытия лондонской Олимпиады в 2012 году. А желающих посмотреть церемонию закрытия оказалось на 45% меньше.

Телеканал NBC, которому принадлежат эксклюзивные права на трансляцию Олимпийских игр, объясняет это тем, что они не интересны поколению милленионалов. Еще до начала Игр гендиректор NBCUniversl Стив Берк говорил, что если рейтинги Рио будут ниже, чем у Лондона, это значит, что миллениалы сидят в Facebook или в чатах — Олимпиада уже началась, а они о ней даже не слышали.

Олимпиада в Рио оказалась самой «старой» с точки зрения зрителей. Их средний возраст составил 52,4 года по сравнению с 49,5 годами для зрителей лондонской и 45,5 годами зрителей сиднейской олимпиады. То есть, дело не только в допинговом скандале, запретах и политических интригах — аудитория Олимпийских игр стареет, а молодежи они мало интересны.

Впрочем, у Олимпиад, а также телевизионщиков и рекламодателей есть скрытый, хотя и не очевидный на первый взгляд, резерв — киберспорт. Споры о том, спорт это или нет, можно прекратить — соревнования по киберспорту могут включить уже в Олимпиаду 2024 года, которая пройдет во Франции. О такой возможности говорил в августе член МОК Тони Эстангет. Ставка делается именно на то, что киберспорт популярен среди молодежи.

Киберспорт — это открытые соревнования пользователей известных компьютерных игр, включая Counter Strike, StarCraft, Dota 2, League of Legends, Heroes of the Storm, World of Tanks. Россия признала киберспорт официальной спортивной дисциплиной весной этого года, и с тех пор новости об учреждении профильных ассоциаций множатся как грибы после дождя. Например, на прошлой неделе стало известно, что подана заявка на создание Федерации киберспорта Ингушетии, а заработать она может до конца этого года.

Зрители и участники соревнований по киберспорту — обеспеченные молодые люди, которые могут позволить себе покупку недешевых игровых консолей и прочих девайсов. 57% этой аудитории составляют мужчины моложе 35 лет, еще 23% — женщины того же возраста (данные Newzoo 2016 Global Esports Market Report). Финал соревнования The International 2016 по игре Dota 2 одновременно смотрели 5,5 млн человек. Правда, большинство из них находилось в Китае, но у России тоже перспективы неплохие.

По данным аналитической компании Superdata, оборот глобального рынка киберспорта вырастет с $0,9 млрд в 2016 году до $1,1 млрд в 2018-м, а российского рынка — соответственно с $35,4 млн до $40 млн. Рекламные доходы от киберспорта в ближайшие годы будут расти в России быстрее любого другого сегмента индустрии развлечений — на 30% в год, а, например, в доходы от интернет-рекламы — лишь на 12,3% (данные PwC).

Самая популярная в мире платформа, транслирующая видеоигры — Twitch.tv (принадлежит amazon.com). В России передачи о киберспорте показывает кабельное телевидение. Канал Gameshow (3,2 млн уникальных зрителей) входит в пакеты «Триколор ТВ», «НТВ-Плюс» и «Билайн ТВ». Почитать о киберспорте можно на Cybersport.ru и в тематических разделах Championat.com и Sports.ru. Но интерес к соревнованиям по киберспорту есть и у центрального телевидения. Например, «Матч ТВ» планирует трансляцию чемпионата Dota 2. The International 2017.

К 2020 году киберспорт может обогнать по числу зрителей «Формулу 1» и NFL, прогнозирует Juniper Research. Возможно, испугавшись такой перспективы, автогоночная команда McLaren решила сыграть на опережение и создала департамент киберспорта, а также команду, состоящей из киберспортсменов.

Рекламодатели уже распробовали этот рынок. На соревнованиях по киберспорту мелькает реклама Coca-Cola, Intel, Red Bull, Adidas и Unilever, а футбольные клубы «Зенит» и «Краснодар» заключили договоры с известными игроками в футбольный симулятор FIFA.

Известный российский предприниматель Арам Габрелянов считает, что телевидение больше не актуально, и надо делать ставку на медийные стартапы в Интернете. Поэтому он закрыл телеканал Life, а на прошлой неделе стало известно об инвестиции Габрелянова в проект Mid.tv, который будет рассказывать о киберспорте. Активы, связанные с киберспортом, есть также у Алишера Усманова и Юрия Мильнера.

Киберспорт уже очень популярен у 18-24-летних, а чтобы сделать этот продукт массовым, нужно «создавать околоспортивный контент, который будет рассказывать о героях киберспорта языком, понятным массовой аудитории», полагает генеральный директор «Матч ТВ» Тина Канделаки.

Но главный секретный ингредиент — правильный ведущий, такой как Дмитрий Губерниев в биатлоне. «Я всегда привожу пример биатлона, который еще несколько лет тому назад был достаточно несмотрибельным видом спорта. Непонятно было, за кем и за чем следить, потому что не особо видно лица спортсменов, дистанции протяженные с точки зрения времени смотрения, — говорит Канделаки. — Но появился Дмитрий Губерниев и всей стране четко объяснил правила, сделав эту гонку одной из самых захватывающих и увлекательных, с телевизионной точки зрения».

То есть, за Дмитрия Губерниева можно порадоваться. Даже когда все окончательно устанут от биатлона, он без работы не останется.

____________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий