Все проекты, которые планировали, мы запустили, все работало по накатанной, а новые проекты на ближайшее время не планировались. У меня было много энергии и идей, поэтому хотелось найти им применение и продолжать развиваться.
В тот момент сервис Moyo.tv уже был запущен в тестовую эксплуатацию. Но акционеры компании увидели, что выбранная ими стратегия не приводит к ее росту. Поэтому они пригласили меня для перезапуска этого бизнеса.
Несмотря на то, что масштаб бизнеса Moyo.tv несопоставим с такими гигантами как «ВымпелКом» и «Ростелеком», для меня это был очень ценный опыт. Классическая «болезнь» MBA-выпускника — желание сразу что-то возглавить и применить свои знания на практике. Для меня это была именно такая возможность. Есть большая разница в работе менеджера и руководителя компании вне зависимости от ее масштаба. Глава компании несет гораздо большую ответственность, контролирует огромный объем задач.
Для меня переход в Moyo.tv был вызовом. Большим компаниям, в которых я до этого работал, зачастую сложно реализовать идеи, требующие радикально нового подхода, изменения каких-то устоявшихся процессов. Новый проект был более гибок и позволял в большей степени применить инновационный подход к ведению бизнеса.
Крупные компании друг на друга похожи. Например, во время работы в «ВымпелКоме» это была компания с монопродуктом — мобильной связью. «Триколор ТВ» — также компания с монопродуктом — линейным телевидением. Поэтому бизнес-процессы четко выстроены вокруг основной услуги. Это определенным образом влияет на развитие дополнительных сервисов. Благодаря предыдущему опыту, я понимаю, как работать в таких условиях, как на них влиять и как ими управлять. «Ростелеком» дал мне опыт корпоративного управления, который применим и на нынешнем месте работы.
Однако стоит отметить, что «Триколор ТВ» являясь одним из крупнейших операторов платного ТВ в мире, сохраняет при этом открытость новым идеям и возможность их успешного внедрения — все бизнес-процессы в компании выстроены гораздо более гибко, чем в том же «Ростелекоме».
Да, модель медиапотребления меняется. Изменение телесмотрения происходит не равномерно и зависит от возраста зрителя и его географического местоположения.
Учитывая, что нашим клиентом является каждый третий телезритель страны, в своей деятельности мы должны ориентироваться не только на Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы, но и на телезрителей в сельской местности, жителей небольших городов. Мы умеем делать самые новые высокотехнологичные услуги массовыми. Одна из наших задач — создать такое предложение, которое будет доступно всем.
В сентябре мы ввели в тестовую эксплуатацию новый сервис «Онлайн ТВ», позволяющий абонентам смотреть 100 телеканалов через сеть Интернет. В будущем мы планируем существенно расширить функционал сервиса новыми возможностями нелинейного телесмотрения.
Однако необходимо учитывать, что на сегодняшний день проникновение ШПД в России не носит повсеместный характер. «Триколор ТВ» нашел решение — мы разработали уникальные для отечественного рынка нелинейные сервисы на базе использования потенциала спутникового канала. Так, у наших абонентов уже давно есть доступ к базовым сервисам по управлению эфиром, когда зритель может поставить передачу на паузу или записать ее и посмотреть позже. Также существуют ТВ-приставки со встроенной памятью или позволяющие подключать к ним внешние накопители — флеш-драйвы или жесткие диски. Абоненты активно пользуются таким функционалом. Например, запустив услугу «Кинозалы "Триколор ТВ"», пользователям которой не нужен доступ к сети Интернет, они в автоматическом режиме каждую ночь по спутниковому каналу получают на приставку фильмы, — и мы увидели спрос на нее.
Мы продолжим разрабатывать сервисы, основанные на использовании спутникового канала, а также будем развивать нелинейное смотрение с точки зрения подключения приемников к Интернету и оказания различных услуг, таких как Сatch-up, видео по запросу (VoD), просмотр контента на разных устройствах, и прочих.
Важно, что, зная своих абонентов, их возможности и привычки, «Триколор ТВ» предлагает большое количество услуг, которые не зависят от наличия у пользователя ШПД. Например, у нас давно существует услуга «Мультиэкран», которая позволяет зрителям смотреть ТВ-контент на различных устройствах, не подключая их к Интернету, когда ТВ-приставка раздает видеосигнал в пределах квартиры.
Таким образом, понимая, что не каждый абонент имеет ШПД, мы создали концепцию развития сервисов нелинейного телесмотрения, которая реализуется в двух направлениях. Одно направление — это дополнительные услуги с использованием возможностей Интернета, а второе — сервисы, не требующие доступа к Сети. Это очень креативная задача — обеспечить клиенту доступ к услугам, которые традиционно предоставляются через Интернет, но без Интернета.
Потому что мы хотим предоставлять абонентам только те сервисы, которые нравятся нам самим и в отношении которых мы уверены, что они понравятся нашим абонентам. Запуская услугу не первыми, мы получаем возможность посмотреть на результаты конкурентов и задать себе вопрос: нужно ли заниматься повторением того, что сделали другие? Пока наблюдения показывают, что услуга, которую предоставляют коллеги, недостаточно востребована их клиентами. Поэтому мы и не торопимся идти по их стопам.
Проблема в том, что, гонясь за модой и стремлением внедрять инновации, мы рискуем забыть о своих пользователях и не разобраться, что же им на самом деле нужно. Также часто операторы поддаются уговорам вендоров, которые красиво рассказывают о преимуществах тех или иных решений и платформ. Но их основная задача — продать их операторам, а наша — удовлетворить абонентов.
Было бы очень просто запустить мобильное приложение и транслировать через него ТВ-контент, но для того, чтобы люди начали за него платить, им должно быть это нужно. Но, например, возьмем Петербург и проанализируем, смотрит ли кто-то в метро по пути на работу телевидение. Нет. Во-первых, в России пока нет привычки к массовому потреблению легального контента, а во-вторых, когда в час пик в вагоне находится 150—200 человек, тех, кто что-то в принципе смотрит, среди них единицы.
Если поехать в Южную Корею или Японию, мы увидим, что в метро почти поголовно смотрят видеоконтент. В нашей же стране более популярны игры. Так что не нужно забывать, для кого мы работаем, нужно учитывать привычки людей и их образ жизни. Специфика оператора спутникового ТВ такова, что большая часть наших абонентов на работу в метро не ездит, так как в их городах просто нет метро. Поэтому нельзя брать иностранный опыт и не глядя перекладывать его на российские реалии.
Возможности для монетизации сначала нужно создать. Для этого необходимо продемонстрировать людям продукт, за который предлагаешь заплатить деньги. Сперва нужно дать абонентам попробовать сервис бесплатно, а уже потом говорить о монетизации.
Вообще же, никто не желает ни за что платить, и это нормально. Поэтому модель AVOD, когда человек получает контент бесплатно при условии просмотра рекламы, самая популярная. Тем не менее на разных платформах и для разных услуг это правило работает по-разному. Web — это подходящая среда для использования рекламной модели монетизации, но он не очень подходит для прямого взимания платы. Приставка в сочетании со Smart TV, наоборот, больше располагает для использования платной модели. У каждого продукта есть свой покупатель, которого нужно найти и заинтересовать.
Я сторонник 4K — верю в него и считаю, что это следующий этап развития отрасли, как ранее — HD. Я помню, когда только появлялось Full HD-телевидение, происходило все то же самое, что сейчас происходит с 4К. Участники рынка сомневались в перспективах нового формата, говорили, что нет контента и инфраструктуры, а телевизоры слишком дорогие.
Нюанс заключается в том, что HD-революция проходила гораздо спокойнее. В тот момент в России не было проблемы с падением покупательской способности. К тому же как раз подошел срок массовой замены ТВ-парка у населения — по статистике, люди меняют телевизоры примерно раз в 10 лет. Несмотря на то, что сейчас мы подошли к этапу, когда теоретически должен был бы случиться очередной виток замены телевизоров, у людей просто нет на это денег. Это является основным сдерживающим фактором для 4K-революции в стране. Как только экономическая ситуация изменится, Ultra HD начнет развиваться так же быстро, как в свое время Full HD. За границей 4K — уже распространенный телевизионный стандарт. Там вопрос о его перспективах даже не стоит.
Задача по развитию 4K будет комплексной, как это было и с HD-форматом. Тогда применялись механизмы субсидирования телевизоров, разрабатывались маркетинговые акции, когда при покупке телевизора операторы бесплатно подключали к HD-пакетам каналов. Были и обратные ситуации, когда при подключении к HD-пакету телевизоры предоставлялись со значительной скидкой.
К решению задачи распространения 4K нельзя подходить только с одной стороны. Есть некий треугольник, который формируется из контента, его доставки абоненту и оборудования. Он должен быть равносторонним. У «Триколор ТВ» этот треугольник сформирован — мы предлагаем сам 4K-контент, доставляем его и предлагаем абонентам устройства для его приема. Мы стоим первыми у стартовой линии забега на массовый 4K-рынок. Как только появится массовый спрос, мы сразу же сможем его удовлетворить.
Самая очевидная тенденция рынка такова, что эфирные каналы продолжат свое развитие в Интернете. Пока существует не так много таких успешных проектов. Интернет-вещание «Первого канала» — самый яркий и самый правильный из них. Остальные пока ищут свои пути и рано или поздно их найдут.
Продолжится развитие нелинейного телесмотрения, в том числе за счет разработки и внедрения новых гибридных сервисов и технологий.
Еще один важный тренд — сокращение цепочки распространения контента. Сейчас ее составляют производители контента, телеканалы, операторы и зрители. Но если раньше оператор мог собрать каналы по своему усмотрению, сформировать из них пакеты вещания, создать сервис VoD и спокойно жить, то так больше не получится. Мы будем вынуждены создавать комбинацию собственных услуг с сервисами сторонних компаний. Интернет приобретает все большую силу как медиасреда. Чтобы успешно конкурировать и усиливать свое предложение, операторам нужно будет агрегировать его с сервисами интернет-партнеров.
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.