img
img02 июля 2015 в 09:34

Новости украинского рынка платного ТВ

В конце весны и в начале лета интересные новости об украинских событиях в сфере кабельного, спутникового и цифрового эфирного ТВ приходят если не ежедневно, то еженедельно.Так в мае с успехом прошла очередная «Телерадиоярмарка». Параллельно с этой выставкой обычно проходит совещание операторов платного ТВ, в котором участвуют все, кто заинтересован в успешном развитии этой отрасли. По мнению Натальи Клитной, вице-президента профессионального объединения «Ассоциация производителей и поставщиков контента» на съезде кабельщиков подробно обсуждались следующие вопросы: ««наиболее обсуждаемой темой была новость о намерениях одной из украинских групп телеканалов перейти на платную модель работы с провайдерами программной услуги. Она считает, что даже «проблема Дискавери с негибкой ценовой, пакетной политикой отошла на второй план». И уже после Телерадиоярмарки в начале июня самым обсуждаемым в профессиональном сообществе стал законопроект (его обычно связывают с президентом Порошенко, хотя на самом деле его авторы – ряд народных депутатов Украины) о запрете рекламы не некоторых зарубежных каналах.По поводу этого нового (а на самом деле перелицованного старого) закона Н. Клитная пояснила нам следующее:«Несмотря на протесты ассоциаций платного ТВ Украины, был принят Парламентом, подписан Президентом Украины и вступил в силу Закон Украины № 1455 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно особенностей трансляции (ретрансляции) рекламы, содержащейся в программах и передачах иностранных телерадиоорганизаций)». Ассоциации в коллективном обращении указывали не несовершенство законопроекта и неоднозначность трактования его норм. Среди прочего, Законом предусмотрен запрет ретрансляции рекламы на телеканалах телерадиоорганизаций, которые не находятся под юрисдикцией стран Евросоюза или не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Инициативу Закона ошибочно приписывают президенту Украины Петру Порошенко. В действительности, авторами законопроекта являются несколько народных депутатов Украины - Елена Кондратюк, Николай Княжицкий, Ирина Геращенко и другие. По мнению экспертов рабочей группы, состоящей из операторов и представителей Нацсовета речь идет, скорее, о запрете размещения украинской рекламы на иностранных телеканалах, поскольку «реклама» иностранных вещателей не предназначена для стимулирования спроса у украинского потребителя. Можно ли такую «рекламу» идентифицировать как рекламу в понимании Закона Украины "О рекламе", станет ли наличие рекламных блоков основанием для ограничения распространения таких телеканалов в Украине, - тема для дальнейших дискуссии среди профессионалов сферы платного ТВ». Со своей стороны поясним, что написан этот закон был довольно давно – когда российские и зарубежные каналы доминировали в кабельном ТВ и оттягивали на себя аудиторию и связанные с ней рекламные доходы от украинских эфирных каналов. Предложенный тогда метод «оплаты рекламы на территории Украины» демонстрировал полное непонимание того, как в платном ТВ, работающем по рекламной или смешанной модели движутся финансовые потоки. Зарубежный или отечественных вещатель нишевого канала, распространяемого через спутник или кабель тратит средства на закупку контента (у украинских или зарубежных производителей программ) или производит их самостоятельно. Часть расходов ему компенсируют доходы от рекламы, часть доходов – плата за право ретрансляции. Чаще всего (если канал не бесплатный) все эти платежи направлены из Украины за ее рубежи или полностью проходят за границей.Получать оплату на территории Украины за размещение рекламы может только эфирный национальный вещатель либо вещатель украинского спутникового (нишевого) канала, распространяемого в том числе и за рубежом, если в его эфире есть реклама, ориентированная на иностранного зрителя. С другой стороны для формального исполнения этого невнятного законодательного акта никто не мешает вещателю создать фирму «Рога и копыта» в Киеве или в Одессе и переводить ей по несколько гривен за каждый показ рекламного ролика При этом требования закона были бы соблюдены, а основные рекламные деньги продолжали бы идти в правильном направлении – от рекламодателя к вещателю, а от него – на оплату собственных расходов и закупку или производство контента.В целом же, по мнению Н. Клитной ситуация во взаимоотношениях игроков рынка и регуляторов и законодателей за последний год улучшилась, так как «сегодня Украину отличает высокий уровень консолидации провайдеров программной услуги в решении проблемных вопросов индустрии в работе с госорганами. В сентябре 2014 по нашей просьбе при Нацсовете была создана активная рабочая группа по актуальным вопросам деятельности провайдеров программной услуги. В группу вошли члены Нацсовета, руководители департаментов и представители 7 объединений провайдеров контента и интернет-доступа, включая АППК.»В повестке дня этой группы «Отмена дискриминационных и незаконных решений предыдущего состава Нацсовета, информационная безопасность, сокращение must carry, дерегуляция, профилактика пиратства, саморегуляция индустрии по защите несовершеннолетних при предоставлении программных услуг, мобилизация ключевых сотрудников электронных СМИ, вопросы взаимодействия провайдеров и вещателей, введение сбора для провайдеров на кинематографию, деятельность организаций по коллективному управлению правами».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий