Генеральным партнером форума выступил мультиплатформенный оператор цифровой среды «Триколор». Официальный партнер мероприятия — государственный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь», партнер круглого стола — «Ростелеком». Также партнерами форума выступили оператор цифрового и спутникового ТВ компания «НТВ-Плюс» и платформа наземной доставки телеканалов «Медиалогистика» компании MSK-IX. Мероприятие было организовано при технической поддержке компании CDNvideo.
В ходе открывающей мероприятие панельной дискуссии, посвященной цифровой медиасфере и будущему индустрии ТВ, видеосервисов и телекома, представители ведущих российских онлайн-кинотеатров и телеканалов рассказали о большом росте активности зрителей в период пандемии коронавируса. Модератором сессии выступил известный теле- и радиоведущий и продюсер Виктор Набутов. По словам управляющего директора РБК ТВ Ильи Доронова, в марте вместе с ростом телесмотрения на телеканал пришла молодая аудитория. Большим спросом пользовались новости, что отражает общемировую тенденцию. Также стало очевидно, что большинство сотрудников телеканала может продуктивно работать в удаленной режиме. «В самые напряженные дни у нас в офисе находились только шеф-редактор и телеведущий, все остальные работали из дома. Но полностью перейти на удаленную работу не получится, в том числе, потому что зрители устали от интервью по Skype или Zoom и соскучились по качественной картинке», — уверен Доронов. В области тематического ТВ ситуация с коронавирусом больше всего сказалась на спортивных телеканалах, сообщил генеральный директор «Медиа Альянс» Григорий Лавров. В ситуации отмены всех крупных спортивных событий оказалось сложно удержать прежние показатели. «Ничто не может заменить прямых эфиров и тех долей, что давал ранее “Роллан Гаррос”», — посетовал спикер, добавив, что реклама «тоже просела». Для онлайн-кинотеатров одна из самых актуальных тем последнего времени — создание собственного контента, в том числе съемки фильмов и сериалов. После снятия всех ограничений, связанных с коронавирусом, начнется бум производства такого контента, считает генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Яна Бардинцева. По ее оценке, это произойдет в начале 2021 года. Эксперт добавила, что отечественные видеосервисы пока находятся в начале этого пути и первые проекты, завоевавшие аудиторию в онлайне, начали появляться только в 2019 году. На рынке телеком-операторов сейчас происходят изменения, связанные со снижением активности корпоративных заказчиков, отметил директор департамента инфо-коммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП «Космическая связь» Сергей Плотников. Отвечая на вопрос о будущем спутникового телевидения и его конкуренции с ОТТ, эксперт напомнил, что сейчас во всем мире операторы связи создают универсальные экосистемы, которые способны удовлетворить потребности абонентов во всех средах доставки контента. С этим согласился заместитель генерального директора по контентной политике оператора цифровой среды «Триколор» Николай Орлов, он добавил, что в период пандемии наблюдался существенный рост спроса на услуги спутникового интернета, и он остается высоким даже после снятия ограничений. По словам спикера, в основном на это повлияли частные лица, предпочитающие жить за городом на самоизоляции.
Участники второй сессии под названием «Эволюция платформ: решения и технологии для нового медиапотребления в цифровой медиасфере» представили свое видение влияния инноваций и цифровых технологий на развитие медиапотребления. Грядет смена парадигмы рынка развлекательного контента, взял первым слово генеральный директор компании «Платформы и решения» Егор Яковлев. На смену старым форматам будут приходить новые, предполагающие большую активность и вовлеченность зрителей. Это уже происходит сейчас, если говорить про офлайн, — это иммерсивные спектакли, в онлайне — множество сервисов эротического содержания. По словам эксперта, переход к такой модели потребует новых технологических решений, и здесь открываются большие возможности для стартапов, именно им предстоит сделать прорыв в этой области, уверен Яковлев. Для просмотра такого иммерсивного контента в онлайне нужно добиться низкой задержки в момент его доставки по каналам связи до пользователя, отметил генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий. Его выступление было посвящено современным высокоскоростным протоколам стриминга в CDN и способам снижения задержки сигнала при трансляции видеоконтента. Будущее не только за классическими телеканалами, но и за персональными и стриминговыми телеканалами, а также за VR, отметил директор проекта «Медиалогистика» MSK-IX Григорий Кузин. Также, по его мнению, активно продолжит развиваться сегмент разовых трансляций, бум на которые наблюдался во время карантина. По словам руководителя отдела эксплуатации и технологической экспертизы «Триколор» Евгения Михеичева, в среднесрочной перспективе произойдет возврат к концепции second screen, когда смартфон дополняет просмотр телепрограмм. Исследования показывают, что такой способ медиапотребления на протяжении последних 5-7 лет продолжает набирать популярность, но компании пока мало его используют для создания новых сервисов, отметил представитель «Триколора».
Участники завершающего форум круглого стола «Экономика подписок: как операторы и сервис-провайдеры трансформируют свой бизнес в экосистемы» поделились своим мнением о возможности создания в России универсальных онлайн-сервисов, о роли, отведенной в них медиаконтенту, и перспективах сотрудничества с компаниями из сферы ретейла. По мнению директора департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константина Смирнова, несмотря на стремление многих российских компаний построить некую гигантскую онлайн-платформу, где будут предусмотрены все популярные сервисы, это невозможно. «Никогда не получится построить один единственный маркетплейс, зайдя на который человеку больше ничего не понадобится», — убежден он. Григорий Кузин в своем выступлении описал основные требования к идеальной экосистеме. По его словам, пользователи такого сервиса должны получать единый доступ по одной подписке и посредством нескольких кликов. Также важно обеспечить разнообразие видеоконтента, пользователям должны быть одновременно доступны видео по запросу, телеканалы и различные трансляции — от концертов до спортивных игр. Он добавил, что в последнее время большинство онлайн-кинотеатров пополнили свою библиотеку контента телеканалами и стали более универсальными и привлекательными для своих клиентов. В свою очередь заместитель генерального директора по стратегическому и операционному маркетингу «Триколор» Андрей Нестеров считает, что поставщикам контента «сам бог велел создавать экосистемы». Сейчас многие операторы и онлайн-платформы собирают данные о своих клиентах, которые в дальнейшем можно использовать для рекомендаций не только по контенту, но и по различным продуктам. Эксперт добавил, что в «Триколоре» верят в будущее больших экранов и именно вокруг них оператор будет строить свою экосистему.
Благодарим всех участников и спикеров TeleMultiMedia Forum 2020. Ждем всех на форуме в следующем году!