img
img10 сентября 2021 в 11:37

Денис Данилов, GS Labs: «DREAMPlatform — от одного сервера на несколько тысяч абонентов до дата-центра»

Быстрое развитие интернета обуславливает миграцию абонентов из традиционного ТВ в IPTV- и OTT-среды. В связи с этим операторам уже сейчас необходимо следить за трендами и совершенствовать свои платформы. О том, как в этом может помочь IPTV/OTT-сервис DREAMPlatform, а также как операторам дополнительно монетизировать телевизионную услугу, рассказал руководитель направления IPTV/OTT-решений компании GS Labs Денис Данилов.

Быстрое развитие интернета обуславливает миграцию абонентов из традиционного ТВ в IPTV- и OTT-среды. В связи с этим операторам уже сейчас необходимо следить за трендами и совершенствовать свои платформы. О том, как в этом может помочь IPTV/OTT-сервис DREAMPlatform, а также как операторам дополнительно монетизировать телевизионную услугу, рассказал руководитель направления IPTV/OTT-решений компании GS Labs Денис Данилов.
Как бы вы охарактеризовали рынок разработки готовых IPTV/OTT-решений в России? Он еще только начинает расти или уже подходит к своему насыщению?
Я думаю, рынок находится лишь в начале своего пути. С одной стороны, многие операторы уже имеют собственные решения в этой области, но с другой — их уровень такой, что дальнейшая эволюция неизбежна.

Рынок будет меняться еще продолжительное время. В самом ближайшем будущем сменится не одно поколение платформ. При этом я не могу однозначно сказать, какая технология в дальнейшем придет на смену IPTV. Пока видна тенденция постепенного перехода аудитории из традиционного телевидения в IPTV. Это обусловлено тем, что любой пользователь так или иначе стремится обеспечить интернетом свой дом, дачу и другие места проживания. Естественно, вторым шагом для него становится запуск IPTV. Поэтому миграция абонентов из традиционного ТВ в IPTV будет продолжаться все последующие годы. А вот что придет на смену IPTV, я пока не вижу.
В каких ситуациях оператору лучше разработать свое решение, чем приобрести готовое, подобное DREAMPlatform? И наоборот, в каких случаях DREAMPlatform оказывается более выигрышным вариантом?
Все зависит от конкурентной среды. Если оператор занял уникальную нишу и его продукт — это единственное, что доступно абонентам, то можно делать свое решение. А если он сталкивается с конкуренцией со стороны ведущих игроков рынка, то выдерживать соперничество с такими компаниями сложно. Разработка и поддержка собственной платформы — затратный проект по финансам и времени. В этом случае оптимальный вариант — приобрести готовое IPTV/OTT-решение. К тому же, как правило, если компания приобретает готовое решение, то разработчик платформы на всем жизненном цикле продукта оказывает техническую поддержку, обеспечивает его обновление и развитие с учетом современных трендов.

Сложнее всего небольшим операторам, потому что не у каждого есть ресурсы не то что на разработку, но даже на покупку готового решения. DREAMPlatform — это комплексное IPTV/OTT-решение для подготовки и доставки на абонентские устройства телевизионного, видео- и игрового контента. Фактически это огромная экосистема, включающая в себя как серверное ПО, инсталлируемое на стороне операторов, так и разнообразные приложения, устанавливаемые на мобильные телефоны, телевизоры, приставки и другое абонентское оборудование.

DREAMPlatform может быть разной конфигурации в зависимости от потребности оператора. Поэтому решение подходит как для крупного оператора, так и для небольшого. Благодаря кластерной архитектуре платформа может быть установлена на 1U-сервер со скромными ресурсами на несколько тысяч абонентов, а затем — расширена до дата-центра, обслуживающего несколько миллионов пользователей.

Решение может быть полезно интернет-провайдерам, операторам связи, контент-провайдерам, видеосервисам — любым компаниям, у которых есть свой контент, приобретенный или созданный самостоятельно, и которые хотят продавать его абонентам через интернет. В качестве контента может быть один телеканал или пакет телеканалов, видеофайлы, стримы, приложения, которые абоненты могут покупать по подписке или получать бесплатно, но с рекламой.

iptv_ott_platforma_dreamplatform_ot_gs_labs_vnesena_v_reestr_rossiyskogo_po_minkomsvyazi.jpg
Поясните, какие задачи позволяет решать платформа DREAMPlatform и какие стандарты вещания она поддерживает.
Платформа позволяет организовать IPTV- и ОТТ-вещание для всех видов абонентских устройств: приставок, смарт-ТВ, смартфонов, планшетов. С помощью платформы оператор продукта может самостоятельно размещать, доставлять и монетизировать видео в интернете.

Что касается стандартов вещания, которые поддерживает платформа, то это все самые популярные форматы — MPEG, HLS v5, HLS v7.

Решение также поддерживает единый интерфейс для всех популярных моделей смарт-ТВ и мобильных устройств на базе Android и iOS. В настоящее время платформа работает со всеми приставками производства General Satellite и на любых устройствах с ОС Android версии 4.2 и выше. Абонентам оператора также доступно веб-приложение для ПК и ноутбуков на базе ОС Windows, Linux и macOS. Список оборудования и решений, поддерживаемых GS Labs, постоянно расширяется.
Есть ли у DREAMPlatform ограничения относительно того, на каких устройствах она позволяет просматривать контент?
Все устройства не поддерживает ни одна платформа в мире. Безусловно, есть какое-то количество очень старых смарт-ТВ или мобильных смартфонов — например, Windows Phone. Но в целом мы поддерживаем все, что имеет хоть какое-то распространение в России: полный набор современных смарт-ТВ, смартфоны, планшеты, Android TV, Apple TV.
Какие сложности интеграции DREAMPlatform с системами оператора вам приходится решать чаще всего?
Не могу назвать это сложностями — скорее, рабочие моменты. Например, обычно нужно делать интеграцию с платформой биллинга оператора. Мы предоставляем оператору API (программный интерфейс приложения, — прим. ред.), и ему нужно обеспечить работу своей системы с различными компонентами платформы. Иногда это требует некоторых усилий, особенно если у оператора устаревшая биллинговая система. Но наши специалисты всегда консультируют заказчика по всем возникающим вопросам.
В какой ситуации вы рекомендуете применять облачную версию DREAMPlatform?
Облачная версия DREAMPlatform может подойти любому оператору при условии, что у него есть стабильное интернет-соединение. Мы предлагаем два варианта реализации продукта — на серверах клиента или облачную схему с хостингом на наших серверах. А для ряда клиентов мы развернули платформу в сторонних дата-центрах.

Если говорить об удобстве, то здесь все зависит от стоимости каналов. В центральной части России клиентам выгоднее работать с облачным решением. Но если клиент слишком удален от дата-центра, то ему, возможно, лучше инсталлировать решение у себя. Второй вариант требует гораздо больше затрат на начальном этапе интеграции.
Допускает ли DREAMPlatform дополнительные возможности монетизации для оператора связи?
Помимо стандартных способов монетизации, это продажа каналов, продажа архива телеканалов, продажа видео по запросу (как своего, так и партнеров). Платформа после интеграции с рекламными площадками также позволяет получать дополнительный доход. Кроме того, рекламу можно продавать напрямую без посредников, а также можно вставлять баннеры местных предприятий.

Еще одна интересная возможность — продажа игр и приложений для устройств на Android и Linux с помощью нашего магазина приложений.

Также у нас есть возможность объединять платформу с системами «умного» дома. В одну экосистему можно добавить сервер с «умным» домом, инфраструктурой которого несложно управлять с помощью приставки либо телевизора. Некоторые операторы продают абонентам видеонаблюдение. Эти функции наша платформа также поддерживает.

Немаловажные момент — дистрибуция устройств: абонентских приставок и аксессуаров.
Реально ли с помощью DREAMPlatform предложить шопинг через интерфейс оператора? Востребована ли такая возможность?
Такая возможность есть, но она не востребована. Телемагазины прекрасно чувствуют себя на онлайн-платформах, и мне кажется это самый простой подобный способ монетизации. Если пофантазировать, то через баннеры и меню можно добавлять товары и рекламировать маркетплейсы. Такая возможность есть. Но это, к сожалению, не слишком распространено. Я мало знаю операторов, которые через платформу продают что-то, кроме услуг или устройств.
Может ли оператор зарабатывать на продаже видеоигр? Как сделать игры на операторских приставках более востребованными?
Зарабатывать может, если будет пользоваться нашим магазином приложений и привлекать разработчиков видеоигр размещать свои приложения на платформе. Но для того чтобы этот проект имел успех, необходимо развитие технологий как самих приставок, так и игр. Когда у пользователей появится интерес, тогда у разработчиков игр появится больше аргументов в пользу того, чтобы вкладываться в это дело, улучшать игровой контент. Пока что игровой бизнес на приставках пробуксовывает даже у Google.

Когда-то и рынок мобильных игр проходил через аналогичный этап. Востребованность придет, когда приставки станут мощнее, а количество пользователей существенно вырастет. Тогда внимание аудитории начнет перетекать в сферу игр на ТВ-приставках, а за вниманием пойдут деньги и ресурсы. Это неизбежно произойдет, вопрос только в сроках. И чтобы за новыми процессами успеть, нужно заниматься этим уже сейчас. Что, собственно, мы и делаем.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий