Внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Вологде проходило на основе муниципального контракта, сообщили в РИРе. К концу января были смонтированы все основные элементы ИТС, началась их настройка и тестирование.
«ИТС позволяет автоматизировать процессы управления дорожным движением в режиме «онлайн». Благодаря новому оборудованию мы сможем регулировать транспортные потоки, сделать дороги более безопасными и обеспечить бесперебойное движение общественного транспорта. Например, в будущем можно будет заранее проинформировать участников дорожного движения об ожидаемом гололеде, снегопаде. Или в случае аварии оповестить о том, что лучше выбирать пути объезда. Так мы разгрузим трассу и дадим возможность проехать специальным и коммунальным службам», – прокомментировал мэр Вологды Сергей Воропанов.
В рамках проекта были смонтированы более 76 км ВОЛС, установлены 105 комплексов видеонаблюдения с обзорными видеокамерами и инфракрасными прожекторами, а также более 300 детекторов транспорта. Информация о транспортной обстановке в режиме реального времени передается с камер и датчиков в созданный Центр организации дорожного движения.
К настоящему моменту в ИТС функционирует подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС, модуль контроля эффективности ИТС, подсистема директивного управления транспортными потоками, подсистема мониторинга параметров транспортных потоков, модуль управления движением общественного транспорта и др.
В частности, в ИТС заведены 69 светофорных объектов Вологды (90% городских светофоров). Запущена синхронизация светофоров на некоторых участках дорог (лента координат), позволяющая ускорить движение транспортного потока. Также в системе тестируется светофорное регулирование, как с помощью диспетчера, так и автоматически. Цифровые регулировщики связаны в единую сеть, они обмениваются данными и подстраиваются под меняющуюся дорожную обстановку, корректируя алгоритм пропуска транспорта. В сложных ситуациях подключается диспетчер с ручным управлением. Результаты будут наглядно видны к маю 2023 года.
«Создание работоспособной и перспективной транспортной модели региона невозможно без качественного сбора данных, их интеллектуальной обработки. На основе накопленных данных можно будет строить прогнозы, принимать управленческие решения на всех уровнях, решать задачи организации дорожного движения, расстановки приоритетов проведения дорожных работ», – отметил генеральный директор компании «Цифровые платформы и решения Умного города» (входит в РИР) Алексей Голубев.
В РИР уточнили, что формирование ИТС в Вологде продолжится в 2023 году. В частности, комплексы видеонаблюдения будут установлены на новых светофорах, не вошедших в первоначальный контракт. Также будет создана интеграционная платформа, позволяющая анализировать работу всех модулей, выстраивать прогнозные планы. Полностью завершить создание ИТС первого уровня планируется в 2024 году.
В РИР «Телеспутнику» назвали внедрение ИТС перспективным направлением работы в рамках проектов «умного города». «Внедрение ИТС является сегодня одним из основных направлений развития технологий «умного города», в том числе в рамках нашей деятельности. Цифровизация работы транспортного комплекса ведет к сокращению аварийности, уменьшению пробок, оптимизации транспортного потока, предсказуемой и прозрачной работе городского транспорта, а также обеспечивает оперативное реагирование на аварийные и нештатные ситуации», - пояснила «Телеспутнику» директор проектного офиса «Интеллектуальные транспортные системы» РИР Елена Лекомцева.
В компании добавили, что при внедрении ИТС являются и разработчиком собственных решений, и выступают в роли интегратора, разворачивая комплексные решения «под ключ».
«В прошлом году мы расширили линейку цифровых продуктов по направлению ИТС и транспортной инфраструктуры. В наш портфель были включены около 40 цифровых продуктов, в том числе решения в сфере организации парковочного пространства, видеонаблюдения, весогабаритного контроля и другие», - отметила Лекомцева.
В компании добавили, что сейчас реализуют проекты ИТС в нескольких регионах России. Так, в 2022 аналогичные решения были реализованы в Белгородской области.
Генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков считает, что «Росатому» при внедрении проектов ИТС в муниципалитетах придется конкурировать прежде всего с «Ростелекомом», занимающему значительную долю рынка таких внедрений. «Раньше «Ростелеком» был чуть ли не единственным партнером муниципалитетов в таких проектах, в том числе в устранении цифрового неравенства. Сейчас компаний, реализующих такие проекты, стало больше. Возможно, поэтому стало меньше информации об этих проектах от «Ростелекома», несмотря на то, что он продолжает оставаться крупнейшим подрядчиком по соответствующим госконтрактам», - поделился с «Телеспутником» Кусков.
По его словам, у «Росатома» есть большое желание работать на рынке «умного города» в целом и с ИТС в частности. «Насколько «Росатом» сможет составить конкуренцию «Ростелекому», пока сказать сложно. Надо сначала сделать и потом уже оценивать, что и как работает на практике», - заключил эксперт.
В конце декабря 2022 года «Ростелеком» сообщил о завершении в Санкт-Петербурге установки и интеграции в городскую систему контроля безопасности дорожного движения 300 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.