img15 октября 2022 в 16:00

Покидая Голливуд

В конце лета начали сбываться негативные прогнозы экспертов медиарынка, связанные с рисками утраты библиотек наиболее востребованного зарубежного контента – прежде всего голливудского – российскими OTT-сервисами и ТВ-каналами. Лишившись доступа к премьерам крупнейших американских студий, платформы стали терять права и на многочисленные релизы предыдущих десятилетий, в том числе и с культовым статусом у широких зрительских масс. В этих условиях закономерно повышается интерес к отечественным originals, а также продукции из «дружественных» стран, которыми игроки медиарынка будут удерживать аудиторию.

В конце лета начали сбываться негативные прогнозы экспертов медиарынка, связанные с рисками утраты библиотек наиболее востребованного зарубежного контента – прежде всего голливудского – российскими OTT-сервисами и ТВ-каналами. Лишившись доступа к премьерам крупнейших американских студий, платформы стали терять права и на многочисленные релизы предыдущих десятилетий, в том числе и с культовым статусом у широких зрительских масс. В этих условиях закономерно повышается интерес к отечественным originals, а также продукции из «дружественных» стран, которыми игроки медиарынка будут удерживать аудиторию.

Библиотеки тают на глазах

В конце августа СМИ сообщили о тревожном симптоме: подписчики онлайн-кинотеатров начали замечать, что не могут смотреть зарубежные фильмы и сериалы прошлых лет, доступ к которым еще вчера предполагался по умолчанию. Так, пользователи видеосервиса «Кинопоиск» лишились возможности смотреть «Маску» (1994), трилогию «Властелин колец» (2001–2003), «1+1» (2011), «Интерстеллар» (2014), сериалы «Друзья» (1994–2004), «Клон» (2001–2002) и др. Объясняя пропажу, платформа сослалась на «сложности с продлением действующих контрактов со студиями». «Приобретая в каталог фильм или сериал, видеосервисы подписывают договор с правообладателем на определенный срок. В текущих условиях продление договоров занимает больше времени. К примеру, проекты таких студий как Warner Bros. и Disney действительно могут быть пока недоступны. Это небольшая часть всего каталога “Кинопоиска”, но популярные и любимые пользователями тайтлы. Мы ведем переговоры с партнерами и продолжаем расширять библиотеку», — сообщили «Коммерсанту» в «Кинопоиске».

В видеосервисе Wink «Ростелекома» признали, что в некоторых случаях лицензии правообладателей не будут продлеваться на новые сроки, после того как их действующие сроки закончатся.

При отсутствии голливудских премьер в Wink фиксируют, что увеличивается смотрение контента из других стран. В первую очередь зрителей интересует российский контент.

О подобном сценарии эксперты предупреждали еще в марте, когда голливудские мейджоры — Walt Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal Pictures — изъяли из графиков премьер российских киносетей свои новинки. Следовательно, шансы их показать потеряли и онлайн-кинотеатры, которые получали доступ к премьерному контенту в соответствии с устоявшейся практикой «цифровых окон». Тогда гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков предупреждал о рисках отзыва ведущими западными студиями лицензий на свои фильмы и сериалы, которые за многие годы стали фундаментом библиотек большинства отечественных видеосервисов. «Для меня основной проблемой на ближайший год является отнюдь не невыход зарубежных фильмов на больших экранах с последующим их непоявлением на видеосервисах, а вопрос о существующих библиотеках голливудских фильмов. Они составляют более 90 % от объема библиотек всех наших онлайн-кинотеатров. Только Netflix на российском рынке предлагал большую долю не голливудского, а собственного контента, но он от нас ушел», — сетовал Денис Кусков.

Директор департамента ТВ и контента J’son and Partners Consulting Сергей Исаков оценивает долю продукции голливудских студий в совокупном смотрении подписчиков онлайн-кинотеатров на уровне 50 %. Излишне говорить, насколько снизится ценность их контентного предложения в глазах пользователей, если эта огромная составляющая библиотек начнет исчезать.

Гендиректор TelecomDaily предупреждал, что голливудские правообладатели могут начать отзывать лицензии, не дожидаясь сроков их окончания. Но, как следует из пояснений видеосервисов, студии предпочитают не идти на открытый конфликт, а дожидаются прекращения действия контрактов (обычно это год), после чего отказываются их продлевать.

Денис Кусков задается вопросом, что будут показывать платформы, когда вымывание тайтлов из каталогов голливудских правообладателей станет массовым и необратимым. «Сейчас количество нашего оригинального контента без учета мультфильмов — 100 с небольшим тайтлов фильмов и сериалов. Если уйдет Голливуд, конечно, мы можем переключиться на Болливуд или Китай и далее по списку, но это будет все-таки несколько другое кино. И в этом случае российский рынок, конечно, просядет», — делился с «Теле-Спутником» гендиректор TelecomDaily.


Кино будет

В ходе дискуссии на TeleMultiMedia Forum – 2022 (ТММ – 2022) мнения экспертов относительно возможности полноценного замещения голливудского контента российским, а также продукцией из дружественных стран разделились. Директор по производству контента Триколора Марина Гаспарян считает проблему замены голливудского контента важной. «Ушедших мейджоров заменить, безусловно, непросто. Ни одной студии не под силу произвести за год столько контента, сколько производил голливудский мейджор многие годы, накапливая огромные библиотеки. Однако рынок контента велик. Мы расширили свое сериальное предложение новинками студии Globo. У нас богатая библиотека отечественного контента, включая золотую библиотеку советского кинематографа. Кроме того, несколько лет назад Триколор начал активное сотрудничество с турецкими производителями. И уже сейчас мы можем констатировать, что данный контент весьма востребован как у ОТТ-аудитории Триколора, так и у спутниковой базы телеканала “Романтичное”. Возможно, данный контент не является прямой заменой ушедшим мейджорам. Однако сложно не заметить, что тренды смотрения меняются, и в топы программ регулярно попадают сериальные новинки турецких, бразильских и других мировых производителей. Впрочем, отмечу, что мейджорские библиотеки у Триколора представлены почти в полном объеме, поскольку у нас заключены долгосрочные контракты с голливудскими производителями», — отметила Марина Гаспарян.

В ходе ТММ – 2022 вице-президент по цифровому бизнесу B2C «Ростелекома» Диана Самошкина обратила внимание на то, что после всплеска интереса к новостной повестке ожидалось увеличение объема смотрения развлекательного контента в качестве психологической разгрузки. Соответственно, речь должна идти не просто о замене уходящего контента по принципу «тайтл за тайтл», а о расширении предложения фильмов и сериалов — как российских, так и зарубежных.

В том же ключе высказался заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев. Он подчеркнул первоочередную потребность зрителей именно в отечественном контенте. «В этом году с конца февраля по понятным причинам произошло множество событий, которые показали, что России необходим собственный оригинальный контент, причем в огромном количестве», — заметил он.

По словам генерального директора видеосервиса Start Дмитрия Гудумака, у платформы есть положительный опыт расширения каталога за счет европейских сериалов, прежде всего бельгийских и немецких. На момент запуска создатели Start позиционировали его как видеосервис с исключительно эксклюзивным отечественным контентом, однако затем отказались от этой стратегии. «У Start есть зарубежный контент. Мы наполняем каталог под названием “Лучшие неанглоязычные сериалы мира”, в котором есть бельгийский и немецкий контент, а также много другого», — пояснил Дмитрий Гудумак, добавив, что сериалы из Бельгии и Германии вряд ли перестанут быть доступными. В то же время в 2022 году, несмотря на рост неопределенности, Start намерен сохранить объемы производства оригинальных проектов на уровне прошлого года — 25 проектов по сравнению с 28 релизами по итогам 2021-го.

Не снижает производственные планы и Kion. «Число релизов на Kion — около 25. Может быть, будет 22, а может, 30. Это будет зависеть от того, как мы будем проживать конкретный квартал и какой у нас будет прогноз по бизнесу. Бюджет на производство не снизился по сравнению с запланированным», — сообщил в рамках ТММ – 2022 генеральный директор «МТС Медиа»/Kion Игорь Мишин.

Эксперты форума CSTB.Pro.Media – 2022 также говорили о замещении контента, правообладатели которого отказывают российским телеканалам и платформам в его лицензировании. На CSTB.Pro.Media – 2022 все свели к двум направлениям: собственное производство и расширение сотрудничества со странами, у которых есть амбиции потеснить западных мейджоров. Так, директор по продажам Thema Rus (российская «дочка» французской Canal+ Group) Екатерина Якушенко сообщила, что зарубежные каналы из портфолио Thema не уходят из РФ, однако дистрибьютор дополняет существующую линейку и расширяет контентное предложение за счет китайских и южнокорейских программ.

Не отказываются от распространения на платформах российских операторов и европейские телеканалы, которые представляет Universal Communications. По словам гендиректора компании Аллы Лазовской, дистрибьютор вывел на рынок телеканалы собственного производства. Объемы производимого в стране контента достаточны для того, чтобы пережить уход части телеканалов без драматических потерь для вещателей, уверена гендиректор Universal Communications.

У телеканала ТВ-3, по словам директора Лили Шерозия, есть позитивный опыт замещения голливудского сериального контента южнокорейским, который подходит каналу по формату.

Генеральный директор «Тайм Медиа Групп» Степан Ковалев отметил рост интереса российских зрителей к корейским дорамам: за те шесть лет, что дистрибьютор представляет сериалы из Южной Кореи в РФ, спрос на такой контент со стороны аудитории вырос в десятки раз.

Директор по развитию видеосервиса Wink Антон Володькин настаивает на том, что решение части мейджоров уйти из России не привело к дефициту контента. «Мы ведем постоянный мониторинг ситуации, замеряем отношение клиентов. Каких-то обращений по поводу недостатка того или иного контента к нам нет. У нас более 60 тыс. фильмов и эпизодов сериалов на выбор — всегда можно найти что-то по своим предпочтениям или интересам. Желающий посмотреть вечером кино или сериал всегда найдет вариант», — сообщил «Теле-Спутнику» Антон Володькин.

При отсутствии голливудских премьер в Wink фиксируют, что увеличивается смотрение контента из других стран. В первую очередь зрителей интересует российский контент. «Отечественная индустрия в наше время предлагает сильные проекты. Например, самый популярный сериал 2022 года в Wink — это “The Тёлки”, который у нас представлен на эксклюзивной основе и уже собрал 5 млн просмотров эпизодов. В числе лидеров по просмотрам — отечественные проекты “Чернобыль”, “Последний аксель”, “Киллер”. Осенью и мы, и зрители многого ждем от молодежной драмы “Стая”, мистического детектива “Русалки”, романтической истории “Надвое”», — поделился Антон Володькин. Он добавил, что на подходе и другие проекты.

В Wink разделяют мнение коллег, что на текущем этапе голливудский контент могут заменить турецкие и южнокорейские продукты. «Растет популярность национальных продуктов: например, большие армии поклонников собирают турецкие и южнокорейские сериалы, расширяется аудитория индийской киносериальной продукции. Активнее смотрят китайский контент, а также картины ближайших соседей», — перечислил Антон Володькин. Рассуждая о направлениях развития отечественного кино, он упомянул феномен якутского кино, которое зрители очень хорошо принимают, что позволяет говорить о расширении географии отечественной индустрии. «Не в Москве родились такие проекты как “Зема” или кинофильм “Огород” с интересным взглядом на российскую провинцию», — резюмировал директор по развитию Wink.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий