Сегмент операторских VoD-сервисов вырос на 27 % с 7,0 до 8,9 млрд рублей, сегмент онлайн-кинотеатров, действующих по модели ОТТ (неоператорские VoD-сервисы) — на 31 % с 25,6 до 33,4 млрд рублей. Следует учесть, что в январе и феврале 2022 года на российском рынке действовали ушедшие с началом специальной военной операции (СВО) Netflix и Megogo. Без учета этих видеосервисов суммарный рост оставшихся неоператорских сервисов составил 41 %, а рынка в целом — 38 %.
Доля рекламной выручки снизилась по сравнению с первым полугодием 2022 года с 9 % до 8 %, доля разовых платежей упала до рекордного минимума в 2 % (9 % годом ранее) из-за отсутствия голливудских киноновинок и удаления из библиотек прочего фильмового контента западного производства.
Несмотря на исключение из библиотек видеосервисов значительного объема голливудского контента, российские пользователи не отказываются от подписок и даже готовы увеличивать на них свои расходы.
В качестве основных причин роста рынка можно отметить рост предложения онлайн-кинотеатрами кино- и сериальных новинок собственного производства, включение в библиотеки контента новых зарубежных партнеров — турецких, азиатских, латиноамериканских производителей, а также расширение операторами платного ТВ возможности подписок на партнерские видеосервисы и развитие цифровых экосистем.
Крупнейшими игроками по итогам первого полугодия 2023 года остались «Кинопоиск», «Иви» и Wink. «Кинопоиск», год назад вышедший на первое место, за первые шесть месяцев 2023 года вдвое увеличил выручку, что позволило видеосервису повысить свою долю на российском рынке с 23 % до 29 %. Развитие онлайн-кинотеатра происходило благодаря увеличению общего числа подписчиков «Яндекс.Плюс» до 23,5 млн, и, соответственно, росту числа смотрящих подписчиков с 6,2 до 9,1 млн. Кроме того, вырос и средний счет на абонента (ARPU) благодаря переходу на единый семейный тариф и росту потребления дополнительных опций (подписки на библиотеки партнерских видеосервисов, детский и спортивный контент).
На 20 % увеличил выручку онлайн-кинотеатр «Иви». В первом полугодии продолжался рост числа подписчиков видеосервиса: на 44 % увеличилось число всех подписчиков, на 48 % — платных. Несмотря на то, что размер библиотеки видеосервиса за прошедший год заметно сократился, благодаря приходу новых контентных партнеров и запуску сериалов собственного производства «Иви» удалось увеличить суммарное время видеопросмотров на 17 %.
Выручка крупнейшего операторского онлайн-кинотеатра Wink («Ростелеком») выросла на 44 %. Росту интереса пользователей способствовал выход семи художественных сериалов и двух документальных проектов в линейке Wink Originals, часть из них доступна эксклюзивно только на Wink.
Темпы роста занимающего четвертую позицию OККО ниже, чем у конкурентов, тем не менее видеосервис также демонстрирует положительную динамику: за последний год число подписчиков платформы выросло на 22 %, суммарное время видеопросмотров — на 48 %. За счет партнерства со студией «Союзмультфильм» на 56 % увеличилось время просмотра детского контента.
Видеосервис Start наряду с «Кинопоиском» стал лидером по темпам увеличения выручки (рост составил 101 %). Число подписчиков сервиса за год выросло почти на 90 %, суммарное время видеопросмотров — в три раза.
Драйвером развития онлайн-кинотеатра остаются оригинальные проекты: за полгода их вышло 19, всего — более 100. По этому показателю Start является лидером среди российских видеосервисов.
Темпы роста выше среднерыночных (свыше 40 %) продемонстрировал и онлайн-кинотеатр Kion («МТС Медиа»). По итогам полугодия число платных подписчиков сервиса выросло на 45 %. По сравнению с первым полугодием 2022 года в структуре видеосмотрения еще больше выросла доля просмотров оригинальных проектов, число которых достигло 60. В компании также отмечают рост спроса на турецкий, японский, азиатский и южнокорейский контент. Выручка онлайн-кинотеатра more.tv увеличилась на 57 %, число подписчиков выросло на 42 %.
Еще один видеосервис с рыночной долей свыше 5 % — Amediateka — продемонстрировал темпы роста в 15 %. Это стало возможным благодаря появлению в библиотеке сервиса новых сериалов из США, Австралии, Израиля, Скандинавии. В итоге число подписчиков увеличилось за год на 43 %.
Ранее «Телеспутник» писал, что российская компания «Лайм Эйч Ди» получила лицензию для запуска своего сервиса онлайн-ТВ в Турции. Он бесплатный и открывает доступ к 30 турецким телеканалам, которые можно смотреть на компьютере или смартфоне.