Резкие процессы трансформации, протекавшие в российском обществе и экономике в 1990-е годы, образовали значительный разрыв между требованиями к молодым специалистам в современных компаниях, стремящихся конкурировать на международном рынке, и возможностями системы российского образования. Компетенции выпускников высших учебных заведений не соответствуют уровню знаний, необходимому для работы на высокотехнологичном производстве. Для преодоления этого разрыва на государственном уровне необходимо решить ряд задач, среди которых популяризация инженерного образования, фокусировка на реальных потребностях современных предприятий и подготовка специалистов для «профессий будущего». Многие российские компании сегодня решают эти задачи через создание собственных программ подготовки квалифицированных кадров. Одна из наиболее развитых комплексных образовательных программ в России реализуется российским инвестиционно-промышленным холдингом GS Group, специализирующимся на высокотехнологичных разработках в области цифрового телевидения. Современная практика образовательных программ во всем мире убедительно свидетельствует о том, что специалистов, способных создавать конкурентоспособные высокотехнологичные решения и продукты, необходимо готовить с самого раннего возраста. Для этого внедряются комплексные образовательные программы, начинающиеся с дополнительного образования для детей: успешно функционируют технические кружки и секции для малышей от 3 лет, например по робототехнике, создаются детские технопарки, ориентированные на профессии будущего: в России в них будет осуществляться подготовка детей по направлениям нано-, био- и IT-технологий. В школе акцент делается на профориентационную деятельность и на развитие навыков, востребованных в тех областях, склонность к которым проявляется наиболее ярко. Высшее образование во всем мире сегодня стремятся сделать прикладным, объединяя получение теоретических знаний с непосредственным применением их в реальной жизни. Обучение продолжается и после окончания вуза — концепция «непрерывного образования» предполагает совершенствование навыков и развитие компетенций на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста. Во всем мире широко распространено непосредственное участие будущих работодателей в подобных комплексных проектах — это долгий, но самый продуктивный путь воспитания талантливой молодежи и обеспечения конкурентоспособности компаний. Холдинг GS Group в России в течение нескольких лет развивает обширный комплекс образовательных инициатив, направленных на популяризацию технического образования и формирование востребованных в высокотехнологичной сфере компетенций у школьников, студентов и молодых специалистов. Сюда входят создание дошкольного образовательного учреждения для талантливых детей в инновационном кластере «Технополис GS» (инвестиционный проект GS Group в г. Гусеве Калининградской области), профориентационная работа со школьниками и студентами средних специальных учреждений, международные конкурсы по физике и математике. Для студентов осуществляется комплексная образовательная программа в партнерстве с ведущими российскими вузами, нацеленная на активное развитие конкретных компетенций в определенных областях по приоритетным бизнес-направлениям холдинга. Таким образом реализован системный подход: от выявления талантливых и заинтересованных детей до поддержки их во время обучения в вузе и дальнейшего развития у них востребованных знаний и навыков. Особенностью взаимодействия частного высокотехнологичного бизнеса и вузов также может стать переподготовка действующих сотрудников по программам, созданным под конкретные задачи индустриального заказчика. Совместные образовательные программы основываются на богатой научной базе учебного заведения и практическом опыте предприятия и позволяют повысить уровень квалификации специалистов в профильных областях. Успешный пример подобного сотрудничества реализован холдингом GS Group и ПетрГУ. Инициатива позволила внедрить на заводе GS Nanotech новые инструменты разработки микроэлектронной продукции, а вуз реализовал свою потребность в организации системы дополнительного образования. Холдинг планирует развивать программы повышения квалификации, обеспечивая соответствие навыков своих сотрудников планам развития производств и возможность их профессионального и карьерного роста.
Повышение качества среднего образования
В 2012 году холдинг GS Group при поддержке Министерства образования Калининградской области запустил программу профориентационных экскурсий GS Prof. Благодаря данной программе школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений посещают предприятия инновационного кластера «Технополис GS» в г. Гусеве Калининградской области. Кластер развивается с 2008 года и включает шесть современных производств в области микроэлектроники и электроники, научно-исследовательский центр и жилую зону. Обеспечение предприятий в составе «Технополиса GS» высококвалифицированными талантливыми специалистами — один из ключевых приоритетов холдинга GS Group. На сегодняшний день на них задействовано около 2000 человек, к 2020 году кластеру потребуется уже более 5000 сотрудников. Участники профориентационных экскурсий имеют возможность увидеть специалистов высокой квалификации за работой на современном производстве, задать интересующие вопросы куратору, подробнее узнать о партнерстве с вузами и других образовательных инициативах холдинга. Программа GS Prof в первую очередь направлена на учащихся из Калининградской области. С 2013 года также действует серия виртуальных экскурсий по предприятиям для молодежи из удаленных регионов и детей с ограниченными возможностями. Данная программа включает общение школьников с представителями холдинга и просмотр интерактивного видеоролика, посвященного подробному рассказу о возможностях кластера, перспективах для профессионального и творческого развития специалистов, жилой зоне и образовательных инициативах холдинга GS Group. Профориентационная экскурсия GS Prof для учащихся лицея № 17 г. Калининграда.
Ключевая цель GS Prof — помочь подрастающему поколению сориентироваться в выборе будущей специальности, подчеркнув востребованность и привлекательность инженерного образования. За все время работы программы участие в ней приняли более 3000 учащихся школ Гусева, Черняховска, Озерска, Светлого, Немана, Нестерова, студентов Гусевского политехнического техникума, Педагогического колледжа Черняховска, воспитанников Гусевского и Черняховских детских домов. Ребята, побывавшие на экскурсиях по современным высокотехнологичным предприятиям, отмечают, что они хотели бы в будущем занять вакантные должности инженеров и технологов в «Технополисе GS», и выражают желание «подтянуть» знания в области точных наук, необходимых для поступления в технические вузы. Учащиеся, проявляющие склонности к гуманитарным наукам, также заинтересованы в посещении «Технополиса GS» — в инновационном кластере создается социокультурная инфраструктура, способствующая развитию предпринимательства. Дальнейшее качественное развитие образовательной программы GS Group осуществляется на этапе старших классов школы. Эта часть образовательных инициатив холдинга направлена на стимулирование и развитие интереса старшеклассников к техническим специальностям. Данная задача решается через соревновательную систему: ежегодно GS Group проводит международные конкурсы по математике и физике для школьников из нестоличных городов. Такие дети не менее образованны и трудолюбивы, чем их ровесники из столиц, но зачастую имеют меньше возможностей для поступления в ведущие вузы страны. Понимая важность материальной поддержки молодежи из регионов для успешной реализации ее интеллектуального потенциала, GS Group с 2013 года организует международные конкурсы, цель которых — выявление талантливых старшеклассников. Конкурсы холдинга проходят при поддержке ведущих образовательных учреждений России: СПбГУ, РГПУ им. А. Герцена, СПбПУ, МИЭП при МПА ЕврАзЭС, СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Задания составляются на основе российских общеобразовательных школьных программ и позволяют выявить детей, умеющих эффективно применять имеющиеся знания. Конкурсы GS Group по математике и физике для старшеклассников из нестоличных городов России и ближнего зарубежья состоят из двух заочных туров и очного финала, традиционно проходящего в «Технополисе GS». Благодаря наличию онлайн-туров организаторам удается привлечь к участию большое число школьников из всех регионов России, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Швеции, Эстонии. Победители конкурсов из числа одиннадцатиклассников становятся обладателями именной стипендии GS Group при условии поступления в профильные вузы на специальности, востребованные в «Технополисе GS». Среди них такие направления подготовки, как «Математика и механика», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Физика и астрономия», «Электроника, радиотехника и системы связи», «Машиностроение», «Нанотехнологии и наноматериалы». Учащиеся 9-10 классов, ставшие финалистами конкурсов GS Group, получают электронные гаджеты для учебы. За три года в конкурсах приняли участие свыше 15 000 учеников, победители стали студентами СПбГУ, МГУ, МФТИ, МИФИ, НИУ ВШЭ и получают именную стипендию GS Group. Не менее пристальное внимание холдинг уделяет повышению качества среднего специального образования. Для высокотехнологичной российской промышленности уже сегодня требуются не только инженеры, но и большое количество высококвалифицированных рабочих, и потребность в таких специалистах возрастает. Одна из ключевых инициатив для повышения статуса и популяризации рабочих профессий, реализуемая в России, — это международный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, «олимпиада для рабочих рук». Организатор мероприятия — международная некоммерческая ассоциация WorldSkills International (WSI), в состав которой входят 72 страны. В 2015 году GS Group впервые поддержал состязания юниоров Junior Skills на Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech. Холдинг организовал участие в мероприятии младших школьников, увлекающихся созданием радиоэлектронных устройств. Участники команды GS Group сразились в компетенции «Электроника» с другими юниорами, продемонстрировали отличные навыки работы с микросхемами, пайки и монтажа сложных электронных механизмов. Этот опыт доказал возможность и целесообразность развития подобных профессиональных компетенций у детей с самого раннего возраста. Холдинг GS Group планирует активно развивать это направление своей образовательной программы, в том числе принимая всестороннее участие в обеспечении доступности таких инициатив на федеральном уровне: поддержка команд школьников в подобных национальных и международных чемпионатах — один из первых важных шагов.Программа в партнерстве с вузами
Сближение вузов с индустриальными партнерами позволяет решить ряд кадровых и социально-экономических проблем различных секторов экономики. При этом обе стороны оказываются максимально заинтересованы в результатах совместной научно-исследовательской и образовательной деятельности: бизнес получает возможность принимать на работу высокопрофессиональные инженерно-технические кадры со сформированными компетенциями, а для вузов это становится способом постоянно быть в курсе изменяющихся реальных потребностей промышленности и оперативно реагировать на них, корректируя образовательные планы. Программа подготовки кадров GS Group включает три ключевых направления взаимодействия с вузами: непосредственное участие в подготовке специалистов, востребованных на предприятиях «Технополиса GS», организацию совместной научно-исследовательской работы в приоритетных для холдинга направлениях и трансфер инновационных технологий. В 2015 году между «НПО “ЦТС”» («Технополис GS») и ПетрГУ было подписано соглашение о сотрудничестве в области реализации образовательных программ.
На протяжении нескольких лет в центре разработки и производства микроэлектронной продукции GS Nanotech (в составе «Технополиса GS») осуществляется производственная практика студентов профильных вузов, во время которой будущие специалисты знакомятся с современным высокотехнологичным производством. С 2015 года на предприятии внедрен эффективный формат преддипломной подготовки. Студенты, проходящие практику на последнем курсе учебного заведения (длительность от 3 месяцев), становятся полноценными сотрудниками завода и получают заработную плату. Важное преимущество данной программы — возможность разработать дипломные проекты с кураторами из числа ведущих инженеров одного из крупнейших российских инновационных центров. Такие работы имеют обоснованную практическую значимость и могут быть применены для реальной модернизации производственных процессов. После окончания вуза студенты могут получить в кластере высокооплачиваемую работу и принять участие в разработке новых продуктов. Команда GS Group на соревнованиях JuniorSkills 2015.
По причине несоответствия вузовского образования потребностям бизнеса продолжение обучения молодых специалистов осуществляется и на предприятиях, сразу после трудоустройства. По оценкам аналитического агентства «Левада-Центр», в России в целом не менее трети принятых на работу бывших студентов нуждаются в переобучении. Для решения этой задачи холдинг GS Group разработал и внедрил новый формат стажировки для выпускников технических специальностей с выделением должности «инженер-стажер». Программа подразумевает глубокое вовлечение дипломированных специалистов в деятельность завода GS Nanotech под руководством опытных наставников. Задача куратора — помочь вчерашним выпускникам определиться с дальнейшим профессиональным ростом на предприятии. В течение полугода стажеры осваивают различные направления деятельности, после чего переводятся в интересующие их отделы, имея сформированные навыки выполнения профильных задач. Также среди ключевых задач программы GS Group в партнерстве с ведущими российскими вузами — создание модели непрерывного прикладного сетевого обучения в области электроники, микроэлектроники и телекоммуникаций. В ее основе программы прикладного бакалавриата и магистратуры, предполагающие получение знаний и квалификаций, необходимых для работы со сложными технологиями. Такая модель обучения обеспечивает сочетание в современном инженерном образовании как технических, так и управленческих компетенций. Университетская программа охватывает более 20 вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Калининграда, Томска, Ростова-на-Дону. В числе партнеров холдинга: университет ИТМО, БФУ им. Канта, СПбГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУТ им. Бонч-Бруевича, СпбГУАП, СПбГПУ, КГТУ, ЮФУ, ТУСУР. Первый успешный опыт GS Group в этом направлении — магистерская программа по направлению «Физика наноматериалов и наноструктур в электронных системах», запущенная в 2011 году совместно с БФУ им. И. Канта. Для реализации программы специалисты инновационного кластера «Технополис GS» приняли участие в формировании учебных планов и были включены в состав ученого совета и Государственной аттестационной комиссии университета. В вузе также действуют адаптированные под потребности кластера в Калининградской области программы по направлению подготовки «Разработчики печатных плат» и «Разработчики интегральных схем на кристалле». Основной результат программы — выпуск десятков талантливых молодых специалистов, которые остаются работать на предприятиях «Технополиса GS» и принимают участие в разработке современной микроэлектроники и потребительской электроники. В июне 2015 года GS Group заключил с БФУ им. И. Канта, Гусевским политехническим техникумом и администрацией Гусевского городского округа договор о сетевой реализации бакалаврской программы по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», профилю подготовки «Многоканальные телекоммуникационные системы». Новая форма сотрудничества подразумевает два этапа обучения по два года каждый, при этом студенты зачисляются одновременно в оба учебных заведения на бюджетной или платной основе. По окончании обучения бакалавры получат двойной диплом и будут без конкурса трудоустроены на предприятия «Технополиса GS». Программа прикладного бакалавриата реализуется при поддержке Министерства образования Калининградской области и входит в стратегический проект холдинга GS Group по созданию на территории инновационного кластера университетского кампуса в области электроники и телекоммуникаций. Кампус призван объединить ведущие профильные вузы России на единой территории — в г. Гусеве Калининградской области, в непосредственной близости от предприятий «Технополиса GS». Полноценный запуск проекта с привлечением 300 учащихся по 6 направлениям подготовки запланирован к 2020 году. Преподавательский состав кампуса обеспечат вузы — участники партнерской программы GS Group. Это первый и единственный проект подобного рода в области телекоммуникаций в России. Финал конкурса GS Group по математике для старшеклассников из нестоличных городов
GS Group стремится предлагать рынку современные ИТ-продукты, развивая актуальные во всем мире технологические концепции, например мультиэкранность, мобильность, объединение контента разных типов: игрового и телевизионного. Поэтому в 2015 году GS Group расширил направления сотрудничества с высшими учебными заведениями страны, запустив первый всероссийский конкурс по программированию для студентов с 1-го по 4-й курс высших учебных заведений. Участникам было предложено разработать игровое приложение на Android OS. Задачей конкурса GS Group по программированию стал поиск специалистов, способных решать актуальные задачи современных ИТ-компаний. Общий призовой фонд составил 600 тысяч рублей. В конкурсе приняли участие 93 команды из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Ижевска, Ульяновска, Курска, Уфы, Севастополя, Петрозаводска, Екатеринбурга, Тулы и других городов. По результатам трех онлайн-туров и финальной питч-сессии было выбрано четыре проекта, которые в перспективе будут адаптированы под игровую платформу разработки GS Group — игровой консоли с функциональностью HDTV-приставки GS Gamekit.Программы повышения квалификации
Финал студенческого конкурса GS Group по программированию. Автор проекта Project Run out of Time