Избавиться от иностранного влияния
Помимо тренда на усиление роли государства в отрасли, в РФ также наблюдается выдавливание из телеком-сферы людей, которые имеют активы за рубежом и иностранное гражданство. Самыми яркими примерами здесь стали ситуация с компанией «Уфанет» и скандал с владельцем провайдера «Орион телеком» Максимом Немировским.
По мнению эксперта телеком-рынка Дмитрия Петровского, тренд на избавление от иностранного влияния можно логически объяснить.
«Надо смотреть на то, что вообще в мире происходит. А в мире происходит разделение на лагеря. Когда-то были страны Варшавского договора и те, кто им противостоял. Сейчас происходит то же самое, только сейчас это всё гораздо более интегрировано в экономику. Свободный рынок остался только в сегментах совсем уж потребительских товаров. Так как телеком всегда считался стратегической отраслью (даже в те времена, когда слова "телеком" не было, а говорили просто "связь"), то связист был практически чекистом», — отметил он.
По словам Петровского, можно сказать, что на новом витке развития человеческих цивилизаций государство все стратегические отрасли (телеком, радиоэлектронику и тому подобное) будет контролировать прямо или косвенно. При сегодняшней политической ситуации в мире подобные меры обоснованы.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков отметил, что «Уфанет» — это крепкий региональный оператор, один из немногих, кто оставался самостоятельным. Однако нужно понимать, что с каждым годом работа операторов становится всё тяжелее и тяжелее, потому что принимается множество законов. По этой причине маленькие домашние сети, как правило, объединяются, исчезают и так далее.
«С точки зрения усиления роли государства я не вижу здесь большой проблемы, потому что у нас всё равно большая конкуренция, и никто пока не изъявлял желания приобрести "МТС", "Билайн", "Мегафон", а если мы берём проводную связь — "Эр-Телеком", одного из крупнейших региональных игроков рынка. На рынке проводной связи есть явный лидер — "Ростелеком", и наличие там дополнительно "Уфанет" или кого-то ещё кардинально ситуацию не изменит. Если будет идти речь о том, что всё национализируют, то тогда да, остаётся один игрок. Но сейчас, если вам не нравится "Билайн", то вы можете перейти в "МТС". Поэтому я, честно говоря, не вижу какой-то проблемы. Каждый работает как может. "Эр-Телеком", кстати, в 2014-2018 годах скупал всех подряд. Он этого тоже вроде не должно быть ничего хорошего. Но что поделаешь? Рынок укрупняется», — пояснил Кусков.
Телеком — широкое понятие
В понимании заместителя генерального директора компании «Комфортел» Татьяны Пыч, переходить под контроль кого-либо — это изменить состав участников таким образом, чтобы кто-то имел решающее большинство голосов.
«Если переход под контроль государства — это исполнять законодательство, то это надо делать во все времена. Неконтролируемые процессы в стратегической отрасли приводят к хаосу. Другое дело, что новые требования со стороны регулятора становятся финансово обременительными. Для некоторых операторов — практически невыполнимыми. Поэтому сейчас мы говорим об укрупнении рынка, а не о его монополизации со стороны государства», — пояснила Пыч.
Как отметил в разговоре с «Телеспутником» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, телеком — это очень широкое понятие, потому что скорее мы говорим про производство базовых станций и прочее.
«Здесь у государства недостаточное влияние. Мы пытаемся играть в рынок, пытаемся рассказывать, что у нас есть конкуренция. Но инфраструктурная задача сложная, и здесь нужно ориентироваться не на то, чтобы пытаться всем угодить, а фактически сделать так, чтобы мы пошли по китайской модели — когда государство вкладывает деньги, инвестиции для того, чтобы поднимать новые модели. Иначе не получатся сложные продукты и сложные проекты. Нужны не только деньги, но и усилия», — уточнил Муртазин.
Он добавил, что в РФ сейчас существуют пять-шесть больших компаний, которые создают российское железо с точки зрения смартфонов, планшетов. Если собрать все эти компании и их сотрудников, то из них соберётся реально две компании, которые могли бы качественно работать на этом рынке.
«У нас нет кадров сегодня, и воспроизводимость кадров пока не на том уровне. Поэтому государство будет должно не то, что контролировать, а усиливать своё влияние на этот рынок», — подчеркнул эксперт.
Автор телеграм-канала «ТелекомСобака» Андрей Хаскин считает, что государство обязано обеспечить равные условия всех для участников рынка. По его мнению, правила должны выполняться абсолютно всеми.
«Если государство вмешивается, то вмешивается везде и объявляет об этом. Информирует. Публично. Если умалчивать, то будет недоверие. Недоверие порождает большее недоверие. Мое мнение состоит в том, что в том случае, если не что-то не получается, то попробуйте объяснить суть проблемы по цепочке: государство — оператор — абонент. Только сделайте это максимально просто и доступно», — отметил Хаскин.
Популяризатор отечественной микроэлектроники, техноблогер Максим Горшенин подчеркнул, что только с помощью государства можно поднять проекты по микроэлектронике или проекты, связанные с разработкой в рамках государственных нужд какого-то софта и перевода железа в единую систему.
«Это крайне сложные и затратные вещи. Без государства это сделать невозможно. А для рынка это плохо по той причине, что рынок хочет возить всё из Китая и сам ничего не делать. Поэтому для него это и плохо — участников рынка заставляют делать что-то понятное», — уточнил Горшенин.
На рынок повлияет положительно
Эксперты сошлись во мнении, что в целом усиление роли государства в телеком-бизнесе повлияет на рынок позитивно, хотя ранее многие игроки высказывали опасения по поводу такого развития событий.
Блогер Горшенин подчеркнул, что если частная компания не «вывозит» и самостоятельно ничего не сделала для того, чтобы её не национализировали, то возможно, что она просто плохо работает.
«А во-вторых, если вы не можете в условиях рыночной экономики соревноваться, и государство вас обыгрывает, то возможно, что вы очень плохие управленцы. В-третьих, если все дотации идут государственным компаниям, а не частным, то что сделали частники для того, чтобы государство не национализировало компании, не работало в ручном управлении и полагалось на эти самые компании? Ответ: ничего. Когда государство идёт на такие шаги, то это уже вынужденная крайняя мера. Поэтому критикам государства надо в первую очередь посмотреть в зеркало», — подчеркнул популяризатор отечественной микроэлектроники.
По мнению Муртазина, госучастие растёт по объективным причинам — за счет того, что государство начинает вкладывать деньги в эти направления. Монополизации рынка в данном случае не происходит.
«Частные компании и инвесторы без участия государства в том или ином виде просто не выживают. И государство приходит сюда в общем-то по понятным причинам. Монополизации рынка не происходит, там есть разные схемы, как государство может выходить из этих активов. Но сейчас самое главное — создать во всех направлениях некий продукт, который можно будет продавать», — уточнил Муртазин.
Надо быть жёстче
В то же время эксперты считают, что государство может вести себя чуть жёстче по отношению к игрокам рынка, поскольку у него всё-таки есть на это полное право.
«Роль государства заключается еще и в том, чтобы создавать равные условия для ведения бизнеса. У нас лицензируемый вид деятельности, стандарты оказания услуг связи должны поддерживать качество и постоянную доступность услуг. Практически все производственные и социальные процессы зависят от связи напрямую», — пояснила Пыч.
По словам блогера Горшенина, если бы мы действовали как в сталинские времена, когда список людей на награждение и список людей на наказание представлял собой один и тот же список, и если человек выполнил проект, то его награждали орденами, а если нет, то отправляли осваивать леса, то в стране бы всё делалось гораздо быстрее.
В то же время эксперт Петровский отметил, что Россию, на его взгляд, трудно называть евразийской страной, потому что большинство населения всё-таки в Европе живет и себя азиатами не чувствует. Возможно, этим и можно объяснить некую мягкость властей.
«И де факто мы на самом деле действуем как-то не так, как азиаты, и не так, как американцы. Азиаты, как и англосаксы, действуют очень жёстко. А у нас немного по-другому. Нам бы взять и запретить, но запретить нельзя, потому что мы ещё недостаточно технически сильны. И всё это происходит какими-то рывками, толчками, полутонами. Как и всё в России. Закон вроде есть, но его не соблюдают. Вроде закона нет, но кого-то всё равно “прессуют”. Например, вспомним длящуюся с 2020 года историю с предустановкой на все гаджеты российских сервисов. Это до сих пор не работает. Достаточно пойти в магазин и посмотреть», — резюмировал Петровский.
Каковы будут в целом результаты наметившегося укрепления позиций государства в телеком-сфере, мы сможем узнать уже в самое ближайшее время.