Первый вице-премьер Андрей Белоусов утвердил «комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) без присутствия инженера-испытателя в салоне», пишет «Коммерсант» со ссылкой на Минтранс.
В 13 регионах с 2019 года в РФ испытывают беспилотные автомобили с инженером-испытателем на водительском кресле, который может взять на себя управление при необходимости. Этот эксперимент продлится до марта 2022 года. Новый план предусматривает появление во втором квартале 2021 года на дорогах в «отдельных субъектах» беспилотных автомобилей, которые смогут передвигаться без человека в салоне. В Минтрансе сообщили, что скорее всего, в первую очередь это будут территории, где эксперимент проводится наиболее продолжительное время,— Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. Директор департамента цифрового развития Минтранса Дмитрий Баканов уточнил, что предполагается создать «дополнительные условия для более продвинутых вариантов опытной эксплуатации ВАТС».
Также план предполагает разработку до конца 2021 года федерального закона, в котором опишут полномочия госорганов в области «формирования политики в сфере высокоавтоматизированных и инновационных транспортных средств». Будут установлены требования к перевозке пассажиров и грузов, к обязательному наличию ОСАГО (в частности, предельные тарифы для нового вида транспорта), периодичности прохождения техосмотра.
Затем будут разработаны поправки к ПДД (в действующих правилах беспилотники не упоминаются), порядок расследования ДТП с участием беспилотных авто, правила перевозки пассажиров и грузов, правила аккредитации операторов ТО для диагностики нового вида транспорта. Запланировано внесение поправок в КоАП с санкциями за нарушение правил эксплуатации беспилотных машин. В настоящее время санкции направлены против водителя или владельца транспортного средства. В то же время пока неясно, кто будет наказан за нарушение (или в ДТП) в случае с беспилотником. «Вопрос определения ответственности является дискуссионным и требует глубокой проработки. Механизм определения субъекта правонарушения должен быть гибким и учитывать различные аспекты эксплуатации ВАТС», - говорят в Минтрансе.
План внедрения беспилотных авто рассчитан до 2024 года, он готовился с учетом позиции МВД, Минфина, Минэкономразвития, Минюста, Минцифры, Минпромторга, МИДа, МЧС, ФСО, ФСБ, Банка России, Росстандарта. Также привлекались специалисты Российского союза автостраховщиков (РСА), «Яндекса», КАМАЗа, «Сбера», группы ГАЗ, «Газпром нефти».