Как сообщается на сайте правительства, в настоящее время Минтранс России совместно с субъектами работает над унификацией порядка выдачи разрешений на использование воздушного пространства – в зависимости от установленного уровня готовности. Это полномочия регионов, однако Минтранс предложил использовать унифицированные правила.
«Задача — создать прозрачный и чёткий, унифицированный по всей стране механизм выдачи разрешений. Сегодня в регионах действуют разные правила, и это представляет собой достаточно серьёзный институциональный барьер для развития отрасли», — отметил первый вице-премьер.
В пресс-службе правительства пояснили, что сейчас реализуется первый этап открытия воздушного пространства. Работа проводится Росавиацией и Минтрансом совместно с регионами. Так, в Томской области организована работа по обеспечению полётов беспилотников на высоте до 150 м в двух районах в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства. Это временный режим для проведения полётов беспилотников в общеобразовательных и спортивных целях. Ведётся работа с Москвой, Московской и Самарской областями и другими субъектами.
С 1 марта 2024 года планируется второй этап открытия воздушного пространства – вступление в силу изменений правил использования воздушного пространства, согласно которым в регионах можно будет устанавливать зоны полётов беспилотников весом менее 30 кг. В таких зонах с учётом параметров беспилотника разрешение требоваться не будет. Согласно обновлённым правилам разрешается запускать беспилотники над населёнными пунктами на высоте до 150 м от земли или водоёма в светлое время суток. При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон. Эти зоны определит Минтранс России по представлению региональных и местных властей. Предполагается, что для организации таких полётов эксплуатантам не потребуется подавать план перемещения авиационным властям. Также вводится упрощённый порядок применения беспилотников в сельском хозяйстве.
В рамках третьего этапа при росте количества беспилотников будут организованы маршруты и возможность выполнения полётов с закреплением интервалов движения между беспилотниками с учётом их скорости.
И наконец, на четвёртом этапе планируется интеграция беспилотников в единое воздушное пространство. Для этого их необходимо будет оборудовать по аналогии с пилотируемой авиацией. Речь идёт о линии связи с диспетчером, защите от столкновения, взаимодействии пользователей с единой системой организации воздушного пространства.
В целом для упрощения подачи заявок на использование воздушного пространства внедрена система представления планов полётов, которая в настоящее время активно используется и является полноценной платформой взаимодействия. Пользователи подают заявку, далее она проходит все необходимые этапы. Полноценно система должна заработать с 1 июня 2024 года. Также планируется её сопряжение с порталом госуслуг.
В течение месяца регионам предстоит определиться с готовностью участвовать в общем поэтапном процессе внедрения разработанных Минтрансом унифицированных условий открытия неба для беспилотников, чтобы исходя из этого был актуализирован список регионов для предоставления федеральных субсидий на развитие отрасли.
Также в ходе заседания обсуждался вопрос формирования функциональных требований к инфраструктуре научно-производственных центров и формирования рекомендаций регионам по их созданию. Принято решение одобрить первый подход к подготовке таких требований и оперативно направить разработанные рекомендации в регионы для получения оперативной обратной связи, корректировки и дальнейшего утверждения.
Ранее «Телеспутник» сообщал, что согласно распоряжению правительства, об утверждении стратегии развития отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 г., определены приоритетные направления развития БАС, параметры рынка, а также список реализуемых мероприятий, объем и источники их финансирования. Ежегодная потребность в финансировании отрасли до 2030 г. оценивается в 70 млрд руб., общая потребность – в 560 млрд руб.