img23 сентября 2021 в 10:10

Отрасль выступила против предустановки приложений маркетплейсов на смартфоны

Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась к замглавы Минцифры Максиму Паршину с просьбой изменить критерии для предустановки приложений для онлайн-торговли или полностью отказаться от этой инициативы.

Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась к замглавы Минцифры Максиму Паршину с просьбой изменить критерии для предустановки приложений для онлайн-торговли или полностью отказаться от этой инициативы.

Напомним, закон о предустановке отечественного софта на ввозимые в РФ смартфоны, компьютеры и смарт ТВ вступил в силу 1 апреля. Большая часть предустанавливаемых приложений — это сервисы Mail.ru и «Яндекса», есть также соцсети «Одноклассники» и «ВКонтакте», софт «Лаборатории Касперского» и платежная система «Мир».

В сентябре Минцифры подготовило поправки в постановление правительства с перечнем технически сложных товаров, на которые следует устанавливать отечественное ПО. Вендоров могут обязать предустанавливать еще четыре приложения: для чтения и прослушивания книг, онлайн-магазин, сервис для музыки и радио и платформу для конференц-связи.

В документе определены критерии маркетплейса. Так, он должен иметь максимальное число пользователей, занимать первое место в России по обороту и количеству продавцов, уточняет «Коммерсант». Собеседники издания на рынке электронной коммерции уверены, что критерии «написаны под Wildberries», а сам маркетплейс остается фактически единственной компанией, которая поддерживает данную инициативу.

Действительно, Wildberries — крупнейший игрок на рынке электронной коммерции: по итогам первой половины 2021 года оборот маркетплейса достиг 303 млрд рублей. По словам собеседника издания, одним из аргументов Wildberries в поддержку предустановки стал тот факт, что в уже включенном в перечень приложении «Яндекса» встроен «Яндекс.Маркет».

В ОПИ отмечают, что по текущим критериям доступ к предустановке получают только приложения агрегаторов, но не продавцов, а объем продаж может достигаться за счет существенной доли иностранной продукции, что не отвечает целям поддержки отечественных производителей. Навязывание конкретного агрегатора лишает бизнес стимула бороться за лояльность аудитории и грозит деградацией рынка, предупреждают в организации.

Участники рынка также выступают против поправок. В Российской ассоциации электронных коммуникаций считают, что предустановка станет «субсидией на маркетинговые расходы для конкретного игрока».

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что предустановка какого-либо софта в принципе может создать искусственные преимущества, обесценивает инвестиции игроков в развитие рынка и подрывает основы конкуренции.

Не поддерживают инициативу и в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Президент АКИТ Артем Соколов подчеркнул, что именно сильная конкуренция способствует тому, что российские компании создают качественные продукты и сервисы.

В Wildberries заявили, что предустановку российского софта пытаются блокировать компании, которые боятся «открытого честного конкурса или не могут участвовать в нем из-за иностранных владельцев».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий